Маршрутки борются за выживание

Для жителей крупных областных городов и райцентров маршрутки — явление привычное. Юркие микроавтобусы спасают по утрам, когда опаздываешь на работу, и вечером, когда хочется быстрее попасть домой. Маршруты дотошно проработаны и прошли испытание временем. Ведь чтобы добраться, например, из минской Веснянки в Уручье общественным транспортом, приходится делать несколько пересадок. А так вскочил в бус — и через полчаса ты уже на месте. Хоть горожанам и приходится платить за проезд втридорога, от «быстрой доставки» не отказываются. Но сколько существуют у нас маршрутки — столько стоят одни и те же вопросы. Всегда ли такие поездки безопасны? Соблюдают ли правила перевозок пассажиров? Во время очередной проверки, в которой поучаствовали корреспонденты «СБ», выяснилось: не каждый рейс чист с точки зрения закона, а прежние проблемы только усугубляются.

Для жителей крупных областных городов и райцентров маршрутки — явление привычное. Юркие микроавтобусы спасают по утрам, когда опаздываешь на работу, и вечером, когда хочется быстрее попасть домой. Маршруты дотошно проработаны и прошли испытание временем. Ведь чтобы добраться, например, из минской Веснянки в Уручье общественным транспортом, приходится делать несколько пересадок. А так вскочил в бус — и через полчаса ты уже на месте. Хоть горожанам и приходится платить за проезд втридорога, от «быстрой доставки» не отказываются. Но сколько существуют у нас маршрутки — столько стоят одни и те же вопросы. Всегда ли такие поездки безопасны? Соблюдают ли правила перевозок пассажиров? Во время очередной проверки, в которой поучаствовали корреспонденты «СБ», выяснилось: не каждый рейс чист с точки зрения закона, а прежние проблемы только усугубляются.


Билета нет


С сотрудниками филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области встречаемся на остановке общественного транспорта на улице Чкалова. Маршрутки через этот узел едут в центр с Асаналиева, из Малиновки, Микашевичей, Прилук. Заместитель начальника управления контроля транспортной инспекции Валерий Алейников объясняет, на какие документы будем обращать внимание. Первым делом — путевой лист: есть ли техосмотр, поставлена ли печать медицинского работника, в общем, допущен ли водитель к рейсу. С начала года транспортники успели проверить 953 машины: в 11 случаях путевых листов у водителей вовсе не было, в 4 — не стояла печать о медосмотре, еще в 4 — отметка о прохождении техосмотра. Грубое нарушение.


А билеты? У сознательных водителей в салонах так: передаешь деньги за проезд и взамен получаешь билет. Другие по–прежнему хитрят: пассажирам, сидящим впереди, билет выбивают, но не дают. Будет транспортная проверка — мигом всучат. Нет — отдадут следующим пассажирам, а деньги положат себе в карман. Жаль, что и пассажиров такой расклад устраивает: не дал билета — ну и бог с ним. Хотя билет — это гарантия того, что в случае аварии за ушиб или перелом вам выплатят компенсацию.


...Останавливаем первую пригородную маршрутку из Самохваловичей. Валерий Иванович просит водителя показать документы. Штампы врачей, техосмотр — все на месте. А вот из кассового аппарата торчит длинная билетная лента. Видимо, водитель выбил квитки, как только увидел на дороге людей в форме. В таких случаях инспектора вправе выписать штраф — от 4 до 10 базовых. Пока эта сумма несильно бьет по карману. Однако уже в апреле, когда базовая вырастет почти в три раза, за подобную оплошность придется выложить больше миллиона рублей!


Безразмерный салон


Пик нарушений фиксируем в Малиновке. На проспекте Газеты «Правда» останавливаем маршрутку № 1275. Заглядываем в салон, спрашиваем у пассажиров: «Билеты есть?» В ответ молчание. Водитель понимает, что от штрафа не отвертеться, нервничает:


— Сегодня у меня весь букет проблем! Сначала авария — в бок въехали, потом колесо менять пришлось, руки до сих пор в мазуте, а тут на линию выехал — и вы!


— Так чего ж билеты пассажирам не выдаете?


— Я их все время выбиваю. Задумался просто!


Таких «задумчивых» в Минске немало. Стоило нам остановить маршрутку № 1053 у универсама «Курган» в Малиновке — и вот тебе очередное доказательство. За всю смену — водитель успел откатать уже почти девять часов, а это как минимум семь рейсов — через кассу он пропустил лишь 94 билета. А в салон вмещаются 18 человек. Вот и считайте его навар.


Перемещаемся в микрорайон Запад. Остановка около универсама «Гродно». На часах — начало седьмого. В это время горожане обычно возвращаются с работы. И тут всплывает еще одна проблема: салоны маршруток забиты под завязку. Люди чуть ли не на головах друг у друга сидят. Многие едут стоя. Хорошо, если в машине есть поручни. А если нет? Чем могут аукнуться резкое торможение или крутой вираж? Думают ли об этом перевозчики? Вряд ли, ведь, с их точки зрения, чем больше людей в салоне — тем лучше, тем выгоднее. Вопросы безопасности вторичны. Хотя в Гомеле, к примеру, с такими нарушениями справляются жестко: водителям попросту аннулируют карточку маршрута.


Вообще, по словам Валерия Алейникова, заработать перевозчикам сейчас достаточно трудно. Недаром за последнее время число маршруток в Минске сократилось почти вдвое. Есть прибыльные и протяженные маршруты — например, из Уручья в Малиновку. Но есть и убыточные. Месяц–другой — и они закроются. Вот и один из водителей пригородных маршруток Алексей говорит: «Выйти на достойную зарплату практически нереально! Проезд дорогой, но и снизить планку не получается: стоимость ремонта и обслуживания авто взлетела. Люди из–за дороговизны пересаживаются на электрички, а машины приходится гонять из Минска и обратно наполовину пустыми. Чтобы хоть как–то прожить, приходится нарушать закон — не дать билета или в час пик взять на «борт» больше людей».


Как призвать перевозчиков к сознательности? Специалисты уверяют: водители начнут осторожничать, как только вырастут штрафы. Ведь если бы за каждое, даже незначительное нарушение им приходилось выложить третью часть зарплаты, они бы не чувствовали себя на дороге так вольготно.


Компетентно


Начальник управления контроля филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Алексей Сакович:


— Проблема с билетами остается: водители как не выбивали их 10 лет назад, так и сейчас этого не делают. Состояние маршруток тоже иногда оставляет желать лучшего: после зимы кое–где на обшивке проступает ржавчина, разбиты стекла. Перевозчик, чтобы привести машину в надлежащий вид, должен изрядно потратиться. Это зачастую сказывается на зарплатах водителей. А они, в свою очередь, вынуждены зарабатывать, нарушая закон. Замкнутый круг получается. Инспектора, конечно, проверяют. Нарушения фиксируют. Но панацеи от нарушителей пока нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter