Маршрутки безопасности. Почему правила перевозки пассажиров должны выполняться неукоснительно

Маршрутки безопасности

В последние годы популярность маршрутных такси серьезно выросла. Они курсируют внутри городов, связывают между собой райцентры и деревни. Казалось бы, сплошные плюсы. Но у этого вида общественного транспорта есть и минусы. Недавняя резонансная авария под Смолевичами, где погибли 13 человек, высветила ряд проблемных моментов. Что нужно для изменения ситуации?
Александр Лукашенко:

— В ближайшее время мы проанализируем эту тему. Меня это настораживает, особенно маршрутки. И более того, скажу, что отдельные или большинство из них переделанные из грузовиков в маршрутки. Я поручил (группа работает, Госсекретарь занимается с Правительством), чтобы мне доложили, что происходит на самом деле. Вопрос к порядку на дорогах. И прежде всего к водителям… У нас есть вопросы от подготовки водителей, технического состояния, я не снимаю этот вопрос, до дисциплины на дорогах. Мы в ближайшее время проанализируем эти вопросы».

25 февраля 2023 года в Республиканском центре олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи» после участия в «Минской лыжне».

Дорога ошибок не прощает

После недавних ДТП с маршрутками ГАИ усилило контроль за перевозкой пассажиров. Так, в Гродненской области на протяжении двух недель проводился комплекс профилактических мероприятий, которые были направлены на обеспечение безопасности движения маршрутных транспортных средств. За этот период к административной ответственности было привлечено 193 водителя автобусов и должностных лиц. Наши корреспонденты понаблюдали за работой сотрудников дорожно-патрульной службы во время рейда.

С инспектором ДПС Артуром Панасевичем мы остановились у восточного выезда из Гродно к трассе М6. Несмотря на то что в этом году аварий с участием пассажирского транспорта в области отмечено не было, эта благоустроенная четырехполосная дорога время от времени напоминала о себе в трагических сводках: в 2018-м здесь погибли двое и пострадали 13 пассажиров маршрутного автобуса, врезавшегося в бетонное ограждение, а в прошлом году три пассажира попали в больницу после столкновения микроавтобуса с диким животным. 

Во всех случаях беды можно было избежать, если бы водители помнили о правилах безопасности: соблюдали скоростной режим и придерживались щадящего графика работы, а также контролировали использование всеми пассажирами ремней безопасности. Но не только на эти моменты обращает внимание инспектор ДПС при рейдовой проверке.

В первую очередь, останавливая маршрутное транспортное средство, мы визуально оцениваем его техническое состояние, — раскрывает детали Артур Панасевич. — Состояние бампера, наличие всех болтов в колесах, загораются ли стоп-сигналы при торможении, указатель поворота при остановке. Так что сама остановка автомобиля — это уже практически начало проверки. Смотрим, не отвлекается ли водитель на телефон и пристегнут ли он и пассажиры ремнями безопасности. Проверяем документы.

Первой для проверки инспектор останавливает маршрутку «Гродно — Свислочь», за рулем которой находится Александр Архипов. Мужчина спокоен, он уверен в том, что его пассажиры в безопасности:

Водитель маршрутки Александр Архипов и старший инспектор ГАИ УВД Гродненского облисполкома Артур Панасевич.

— Я работаю в государственной организации — в Гродненском автобусном парке. Вопросам безопасности уделяем особое внимание. В нашей структуре всегда требования в этом плане были четкими: контролируется рабочее время, чтобы не было переработки, число пассажиров не должно превышать количество посадочных мест. Проводится и строгая предрейсовая проверка… 

Слова Александра Архипова подтверждаются: никаких нарушений не выявлено.

Следующее остановленное инспектором маршрутное такси направляется в Минск и принадлежит частному собственнику. Водитель Анатолий Друговец охотно заводит разговор о своей работе, которую любит и особенности которой знает до мельчайших деталей:

— Я профессиональный водитель с 1988-го. В армии начальство возил, на автобусе 23 года, еще три года туристов по Европе катал, на маршрутке — с 2013-го. Конечно, слышал про недавние аварии с участием маршрутного транспорта. С нами по этому поводу проводили дополнительный инструктаж. Но я вам вот что скажу… В первую очередь надо хорошо относиться к пассажирам. Если им хорошо, у водителя хорошее настроение и даже реакция на дороге лучше. А случается, попадется грубый пассажир. Тогда начинаешь переживать прямо во время маршрута — это уже не то. Так что я бы советовал водителям и пассажирам уважать друг друга, ну и базовые правила безопасности никто не отменял.

По результатам контроля Анатолий Друговец тоже выходит в рейс без замечаний со стороны инспектора ДПС. Но так бывает далеко не всегда. Вот что сказал первый заместитель начальника УВД Гродненского облисполкома Андрей Бакач:

— Проверка выявила 19 водителей, перевозивших стоящих пассажиров. Были зафиксированы и нарушения со стороны пассажиров, которые не пристегивались ремнями безопасности. Нередким нарушением является и превышение скоростного режима. Таких «гонщиков» — семь. Содержать свое транспортное средство в технически исправном состоянии тоже важно, иначе участие в дорожном движении небезопасно. Так, восемь водителей управляли транспортом, у которого имелись неисправности. Наиболее распространенные — неработающие световые приборы. У трех авто отсутствовал допуск к участию в дорожном движении. Сотрудники ГАИ обследовали 120 субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозку пассажиров. Должностным лицам выдано 21 предписание на устранение недостатков.

Всего в прошлом году произошло пять дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутного транспорта, в которых пострадали семь человек.

Эффективность контрольных закупок

Недавно в стране прошли масштабные рейды по проверке маршрутных такси. Задействованы были и ГАИ, и налоговая, и Транспортная инспекции. 

— Особое внимание уделялось перевозкам пассажиров в регулярном сообщении без наличия лицензии либо без договора с оператором перевозок — так называемые перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных, — рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк. — В чем же опасность осуществления регулярных перевозок пассажиров под видом нерегулярных? Перевозчики сами себе устанавливают правила: маршруты движения, скоростные режимы. Их водители могут ехать со скоростью до 140 километров в час, так как нет ни расписания, ни составленного маршрута. Помимо этого, у них нет документов, предоставляющих права и гарантии пассажирам в соответствии с законодательством. Единственное, что оформляют в данном случае нарушители, — документы прикрытия, по которым невозможно будет установить какую-либо связь между перевозчиком и пассажиром. 

Нерегулярный перевозчик «не спешит» пробивать билеты, потому что будет сразу видно, что он занимается незаконной предпринимательской деятельностью. По закону, поясняет Юрий Костюк, при нерегулярной перевозке автобусом категории М2 должен быть один заказчик. Грубо говоря, один человек фрахтует весь автобус. 

— Бывает, водители нерегулярных перевозок пытаются подговорить пассажиров: мол, если остановят и проверят, говорите, что едем в тур. Но каждый пассажир должен понимать, что при выявлении признаков административного правонарушения у него возникает статус свидетеля. И в соответствии с законом свидетель обязан дать показания по обстоятельствам перевозки (кроме случаев, когда виновником правонарушения является близкий ему человек). 

В большинстве своем нелегалы выбирают маршруты, где довольно большой пассажиропоток.

— Сейчас мы используем такой действенный способ контроля, как контрольная закупка. Также применяется обычная работа на линии путем остановки транспортных средств, поскольку перегруз, невыдачу билетов  можно выявить только непосредственно на дороге.

Путь обмана

По статистике ГАИ МВД, около 44 дорожных происшествий с участием маршруток произошло в минувшем году. Это всего лишь 1,4 % от общего количества аварий в стране. Погибли четыре человека и 74 получили травмы. А вот по вине водителей маршруток было зарегистрировано 24 аварии, в которых 36 пострадавших. 

На сегодня в стране есть государственный и частный перевозчики. В чем отличие? Государственный отрабатывает большую часть маршрутов. Частники с 2008-го разделились на два лагеря. Первые заключают договоры с операторами и работают честно, вторые игнорируют многие правила и балансируют на грани закона. 

— Сначала подобное развилось на пригородных направлениях, серые перевозчики выезжали за 2–3 минуты раньше легального и перехватывали пассажиров, — рассказывает председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич. — В итоге у тех, кто работает прозрачно, фиксируются потери. 

Часть серого рынка разрослась. Власти отреагировали на ситуацию, и в 2018 году вступили в силу изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». 

— Рынок автомобильных пассажирских перевозок находится в постоянной динамике. И для того чтобы регулятор — а это в первую очередь Министерство транспорта и коммуникаций — имел возможность влиять на этот рынок, необходимы были изменения, — рассказывает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский. — В первую очередь была выстроена четкая структура: заказчик, оператор, диспетчер, перевозчик. Каждый из этих субъектов наделен определенными функциями и полномочиями. Это разделение должно было помочь сделать рынок пассажирских перево­зок цивилизованным, а конкуренцию добросовестной. Мы должны понимать: то, что происходит с пассажирскими перевозками на той или иной территории, — ответственность местных органов власти. Именно они выступают заказчиком, а по желанию могут выступать и оператором. Был заложен довольно гибкий подход. 

До принятия законопроекта многие маршрутные поездки выполнялись в виде нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров. По новому закону их статус изменился. С тех пор появилось четкое разграничение: регулярная и нерегулярная перевозки. Так, первые должны иметь четкий график движения, ездить по определенному маршруту и расписанию, а также отправляться с пассажирских терминалов, что закреплено в договоре с оператором. Вторые — те, кто должен обслуживать свадьбы, корпоративы и туристические группы. Они же, в свою очередь, должны иметь заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика, а также список пассажиров с назначением старшего группы. 

На деле же все оказалось несколько иначе. Нерегулярные перевозчики маскируются под «регуляров», что порождает массу проблем: от неуплаты налогов до некачественного оказания услуги. 

— На одном из судебных заседаний по делу об административном правонарушении было установлено, что доход одного из индивидуальных предпринимателей за девять месяцев составил 69 рублей. Им организована и выполняется перевозка пассажиров ежедневно по несколько рейсов в день. Поверить в такую выручку невозможно. Это явный обман. Я могу показать декларации от перевозчиков своей ассоциации, которые пробивают все чеки. Там выручка за год около двух миллионов, — говорит Екатерина Станкевич.

В налоговой рассказали об одной из схем деятельности маршрутчиков. Так, сотрудники выявили машину нерегулярного сообщения, владельцем которой является не фирма-перевозчик, а 65-летняя женщина. Она даже водительского удостоверения не имеет и за рулем, судя по всему, никогда не сидела. Картинка складывается следующая: купила женщина «нарядный» Mercedes и передала по доброте душевной в пользование юридическому лицу. А водитель тоже с «приветом». Он безработный с февраля 2023 года. И вишенка на торте, конечно же, неполное отражение выручки.

Вопросы культуры 

По правилам дорожного движения, если в маршрутном такси есть ремни безопасности, пассажиры обязаны быть пристегнутыми, отмечает старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора ГУ ГАИ МВД Павел Санкевич

— В ПДД прописан запрет для водителя перевозить непристегнутых пассажиров при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности. В противном случае к ответственности привлекут обоих: для водителя предусмотрен штраф до одной базовой величины, для пассажира — три (максимальное наказание).

Еще один острый вопрос — перевозка пассажиров стоя. За время проведения профилактических мероприятий с 27 февраля по 13 марта инспекторами ГАИ составлено почти 4 тысячи материалов о привлечении к ответственности как водителей, так и перевозчиков маршрутных транспортных средств.

— Нарушения установленных норм и правил перевозки пассажиров — одна из основных причин увеличения тяжести последствий в случаях совершения ДТП. В последнее время многие водители скорректировали свое отношение к перевозкам и перестали брать пассажиров больше предусмотренного количества, — отмечает Павел Николаевич. 

Когда будет опасность лишиться машины 

Что позволит обелить рынок пассажирских перевозок? 

Внесение корректировок в законодательство способно повлиять на отношение перевозчиков к нарушениям в области обеспечения безопасности транспортной деятельности, — подчеркивает Юрий Костюк. — Ведь каждый из них в первую очередь бизнесмен. Если он оценивает противоправную деятельность как возможность получения выгоды, то выбирает этот путь. К сожалению, некоторые из них не останавливаются даже после того, как суд признал их деятельность незаконной. 

Юрий Костюк отмечает, что транспортная инспекция сейчас активно внедряет новые методы и стили в работе. Это с одной стороны. С другой — предлагает внесение изменений в действующее законодательство:

— Одно из предложений — внедрение карточек допуска для перевозчика, диспетчера и водителя. И если один из этих субъектов не соответствует по каким-то критериям требованию законодательства, то есть все основания изымать эту карточку, что позволит вывести из сферы перево­зок нарушителя. 

Изъятие транспортного средства — действенный способ борьбы с нелегалами. С этим согласна и Екатерина Станкевич: 

— Когда перевозчик будет знать, что его машину в случае осуществления незаконной деятельности могут забрать, он десять раз подумает, стоит ли так рисковать. 

По мнению председателя ассоциации перевозчиков, наболевшая проблема — штрафы оператора в рамках договора. 

— Почему некоторые водители вынуждены лететь по городу? Потому что у них расписан маршрут поминутно. В случае опоздания — штраф. В каждой машине установлена навигация. 

Что в какой-то мере может подпитывать серый рынок, так это, как ни парадоксально, конкурс, на который необходимо прийти со своими авто. Оператор выбирает, кто из кандидатов будет обслуживать то или иное направление. Если же победу одерживает другой, куда деваться с машинами, взятыми в лизинг? 

Маршрутные такси, конечно, позволяют закрывать многие вопросы в сфере пассажироперевозок. Но главное, человек, оплачивая проезд, хочет быть уверен, что из пункта А в пункт Б он доберется без приключений, и для этого на уровне многих структур делается все возможное. И если необходимо усиливать контроль или совершенствовать законодательство, то мнение всех здравомыслящих людей будет однозначным. Другое дело, что здесь надо действовать взвешенно и грамотно. Понимая, что в приоритете — безопасность пассажира. 
Что касается Смолевичей, после совещания у Президента по вопросам деятельности силового блока Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал, что за трагическим событием кроется целый комплекс проблем, а также инертность, халатность и бездушие ответственных должностных лиц:

— Выяснилось, что автомобиль МАЗ два года не проходил техосмотр. Мы проверили: в этой службе — «Миноблтранс» — более 100 грузовиков ездят без техосмотра. Это только на одном предприятии. Выявили серьезные проблемы с безопасностью перевозок пассажиров. Сейчас в масштабах страны ведется тотальная проверка. По поручению Главы государства наводится порядок, чтобы все участники дорожного движения участвовали в нем, соответствуя требованиям бе­зопасности.

yankovich@sb.by

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter