Марат Марков: «Сегодня у телезрителей в тренде искренность, преданность и верность»

Новый сезон телеканала ОНТ ознаменовался большим количеством премьерных проектов, обновлением состава ведущих, громкими расследованиями топовых журналистов и масштабными развлекательными телешоу, во время трансляции которых у экранов телевизоров собиралась, без преувеличений, вся страна. О сюрпризах, которые приготовил нам Второй национальный телеканал в 2024 году, и о том, какие тренды и проекты сегодня в топе зрительских предпочтений, мы поговорили с председателем правления телеканала ОНТ и одним из самых популярных белорусских телеведущих Маратом Марковым.


— Марат Сергеевич, в 2023 году мы уже видели большое количество премьер на ОНТ, но, зная вас, на этом сюрпризы наверняка не исчерпываются? Что ждет зрителей впереди?

— Прежде всего хочу поздравить всех читателей и коллектив «СБ. Беларусь сегодня», а также наших телезрителей с Новым годом и Рождеством. Пожелать хочется, чтобы все мы любили и ценили жизнь и мир — сейчас это, на мой взгляд, должно быть одним из приоритетов у каждого человека.

Мы много лет воспринимали ОНТ как один из главных государственных пропагандистских рупоров — в этом качестве телеканал нужен и Беларуси, и белорусам. В то же время сейчас мы хотим не то чтобы вернуть себе лавры компании, которая производила классный развлекательный контент, но, по крайней мере, остаться в этом поле. Очевидно, что для людей важна не только политика: им очень нужно отвлечься, почувствовать жизнь. Но и, собственно, хотим показать то, что мы имеем благодаря политике нашего государства, — мирную жизнь, талантливых людей, красивые события. Для этого и нужны зрелищные развлекательные проекты, которые позволяют на несколько минут или часов уйти от повседневной рутины, и от политических событий в том числе.

Сейчас в эфире идут классные политические и социально значимые проекты: и абсолютно новый «Наше время», и «Пропаганда», и «Полит Stand Up», в том числе на разных языках, и программа «Как посмотреть» — новости в формате инфотейнмент, и ток‑шоу «Еще не вечер», предназначенное для обсуждения социально значимых вопросов, тех, которые требуют даже в определенной степени громоотвода. Но, помимо этого, мы реализовали проект «Звездный путь», который стал по‑настоящему востребованным. У него даже слоган: «Самый народный из всех вокальных и самый вокальный из всех народных». Мы гордимся тем, что проект от идеи до воплощения — полностью белорусский. И в финале, если вы обратили внимание, прозвучали шесть абсолютно новых, специально созданных для финалистов проекта композиций белорусских авторов.

Мы красиво начинали сезон осенью с конкурса «Мисс Беларусь», а новый год традиционно начнем творчески — с «Песни года». Тем самым хотим в определенной степени подчеркнуть, что в стране огромное количество красивых и талантливых людей и после 2020 года число белорусов с по‑настоящему светлыми лицами не просто не уменьшилось, а наоборот, выросло в геометрической прогрессии. И мы их показываем.

— Телеканал ОНТ в последнее время активно использует в своей работе искусственный интеллект. Неужели действительно однажды нейросети заменят живых ведущих?

— Мне во время недавнего визита в Китай очень понравилось высказывание главы Шанхайской медиакорпорации, который четко обозначил: да, есть цель привлечь с помощью новых технологий молодую зрительскую аудиторию, но нет цели заменить реальных людей. Потому что ИИ реальных ведущих не заменит: живой человек с его эмоциями и реакциями гораздо более привлекателен. Мы, скорее, стремимся показать возможности новых технологий. Если вы обратили внимание на «Полит Stand Up»: мы первые в Беларуси, кто реализовал в эфире политический проект с помощью искусственного интеллекта. «Полит Stand Up» записали сразу на русском, а потом перевели с помощью ИИ на английский, испанский, немецкий, украинский, польский и разместили в интернете. Чтобы показать, что сегодня любого политика, любое медийное лицо с помощью искусственного интеллекта можно заставить говорить своим голосом, но транслировать совершенно чужие мысли и идеи. Умный зритель должен разбираться и в новых технологиях, чтобы не стать жертвой манипуляций.

Выступая перед молодыми журналистами, я всегда стараюсь донести до них мысль: 2020 год с его постановочными роликами и отфотошопленными фотографиями из прошлых лет и других стран может показаться нам детской игрушкой, когда с помощью ИИ против нас начнут информационную кампанию. Мы должны быть к этому готовы — и готовиться надо в том числе законодательно. Считаю, это вопрос очень насущный. По степени воздействия искусственный интеллект, по мнению экспертов, можно сравнить с ядерным оружием, и, если мы не поставим его под контроль, проблемы могут быть у всего мира, это совершенно реально.

— Мы мирные люди в мирной стране, но обстановка вокруг наших границ остается тревожной. Впереди электоральная кампания, и определенные силы уже думают о том, как раскачать ситуацию в Беларуси. Готово ли телевидение отражать эти атаки?

— Мы в 2020 году, на мой взгляд, пережили резкую ломку, переход от тепличных условий, по сути, к боевым. На протяжении практически всех лет независимости Беларуси таких жестких условий работы для телевидения, как в 2020‑м, не было. Причем этот переход из теплицы в окопы проходил очень резко, в короткий промежуток времени — и отдельные не выдержали. Но 80 процентов коллектива осталось на своих местах (пусть услышат меня любители похайповать). Сама востребованность телеканала у людей укрепила нас в понимании, что мы идем правильным путем. Помните выражение «за одного битого двух небитых дают»? Мы в любом случае закалились. Никакая внешняя угроза Беларусь не развалит, потому что нам, во‑первых, есть чем защищаться и нанести глобально неприемлемый урон, во‑вторых, при таком союзнике, как Россия, сами беглые прекрасно понимают и озвучивают, что им ничего не светит. Единственный способ — вновь попытаться расшатать ситуацию изнутри. Другое дело, что после 2020 года буллинг и угрозы нас не испугают: когда тебе падают сотни сообщений в сутки, ты в конце концов просто перестаешь реагировать. И то предательство от некоторых коллег, которое мы пережили, было болезненным именно потому, что произошло впервые. Действительно, от ряда людей я этого не ожидал. Но… ко всему привыкаешь. Суть человека — внутри. При давлении — вылазит. Смелость и патриотизм, подлость и трусость. Как есть.


И обращаясь к оппонентам и бег­лым. Очень люблю выражение князя Святослава Игоревича «иду на вы». Мы готовы вас встретить и «принять», как вы заслуживаете, — и не сомневайтесь, мы не дрогнем.
— Не секрет, что белорусские СМИ сейчас пессимизируют все западные сервисы и соцсети. Но даже при этом у ОНТ, к примеру, на YouTube впечатляющие показатели — недавно число подписчиков перевалило за миллион человек. Какой контент сейчас наиболее востребован у зрителей в интернете, есть ли разница с тем, что смотрят непосредственно по телевизору?

— Материалы с участием ­Президента набирают максимальное количество просмотров как на телевидении, так и в социальных сетях. Особенно когда речь идет о действительно серьезных вопросах.  

Когда Глава государства общается с иностранными журналистами, с Правительством, инспектирует хозяйства — это всегда попадает в топ. 
Президент имеет огромный опыт взаимодействия со СМИ и очень органично и искренне дает посылы, которые мгновенно уходят в народ. И, может быть, во многом благодаря этой искренности мы такой охват и получаем.
Помимо того, любой наш рейтинговый проект смотрит от полумиллиона белорусов одномоментно, в прямом эфире. Мы вполне конкурентоспособны в этом плане. Каждый выпуск «Звездного пути» смотрели сотни тысяч человек. Каждый выпуск программы «Наши новости» зачастую охватывает около миллиона зрителей. Многие аналитические программы, документальные фильмы, несмотря на все пессимизации, набирают сотни тысяч просмотров. И даже эти цифры не соответствуют реальной смотрибельности в интернете: не буду скрывать, не единожды становился свидетелем того, как счетчик на YouTube работает в обратную сторону. Понятно, этот инструмент принадлежит нашим оппонентам, и его против нас используют в любом случае.

Интернет‑дирекция ОНТ — самая молодая на нашем телеканале. Еще многое придется изучить и освоить. Так что мы в любом случае не отказываемся от идеи работать активно даже на ресурсах наших противников, переводя на иностранные языки и документальные фильмы, и отдельные программы, чтобы получить максимальный охват. Потому что смотрят нас в самых разных странах, от Европы до Африки и Латинской Америки, есть зрители везде.
Помимо того, убежден, что, используя новые объединения — БРИКС, ШОС, Союзное государство, надо совместно работать над тем, чтобы создавать собственные интернет‑инструменты. 
Необходима консолидированная работа в этом направлении на межгосударственном уровне. У нас есть хороший контент — образно говоря, мы делаем хорошие убойные снаряды. Но нам не хватает орудий, чтобы доставить их по месту назначения и нашим друзьям, и нашим оппонентам. Поэтому нам надо работать над методиками использования и адаптирования под наши нужды инструментов, созданных нашими противниками, и параллельно — над созданием собственных.

— Чего хочет сегодня наш телезритель? Больше развлекательных проектов, качественной политической аналитики, выплеска эмоций на ток‑шоу?

— У нас впереди два года знаковых электоральных кампаний во всем мире: выборы в России, Украине и США, выборы в Беларуси. Это топовые политические события, которые, безу­словно, скажутся в том числе и на телесмотрении.  
Стандартные статистика и социология показывают, что в период активных электоральных кампаний, значимых мировых событий интерес к новостям, к аналитике достигает пиковых значений. При этом самый большой бонус ТВ по отношению к интернету и соцсетям — достоверность.  
Так что новостное и аналитическое направление останется в тренде. Но есть и другие направления активного потребления аудиовизуального контента, которые сформировались за последние несколько лет. Мы их обсуждали буквально месяц назад в Москве в рамках международной конференции по развитию цифрового телесемейства. Таких новых трендов, по мнению медиаэкспертов, всего четыре: первый — искренность и легкость в телевизионном материале. Действительно, когда мы «Чебурашку» смотрим по ТВ, у нас в любом случае есть определенная легкость и сопереживание тому, что происходит. Это нужно нашему зрителю. Второй тренд — на поддержку доброго отношения к людям и уважения к личности. Третий — на долгие и искренние отношения между партнерами и соратниками: то есть, проще говоря, в тренде сегодня верность, преданность своей организации, своим коллегам, своей стране. И четвертый тренд — на простых людей и на все человеческое, личное в истории известных персон. Мы его почувствовали еще несколько лет назад, наша субботняя рубрика «Хорошие люди» возникла тогда, когда появилась потребность показывать людей по‑настоящему невероятных. Все вышеперечисленные тренды, включая интерес к политической составляющей, взаимосвязаны и важны друг для друга, для телевидения и для аудитории.


— К слову, о мягкой силе и непрямом воздействии на умы: ТВ во всем мире зарабатывает тем, что предлагает зрителям собственные телесериалы. Есть ли шанс, что белорусское телевидение сможет войти в эту индустрию?

— Мы сейчас стоим у истоков создания такой системы в Беларуси. Что греха таить, наши российские и в недавнем прошлом украинские коллеги давно освоили этот инструмент. Серьезный, если вспомнить высказывание Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Это действительно так, кино позволяет обращаться к самым лучшим человеческим качествам, их превозносить и демонстрировать и где‑то внутри ненавязчиво зашить важные для воспитания нарративы и ценности. Мы еще в 2019 году по своей инициативе и в соответствии с поручением Главы государства сняли пилотную серию телесериала «Ночная смена», она неплохо себя зарекомендовала и получила позитивные оценки мэтров киноиндустрии. Понятно, что последние несколько лет нам было немного не до кино, но в течение 2023 года мы отсняли продолжение «Ночной смены» из четырех серий. В планах и полный метр на базе отснятого материала.  
Работа находится на завершающей стадии, и я рассчитываю, что в ближайшие месяцы телеканал ОНТ представит телезрителям и киноманам свой первый полноценный сериал и новый белорусский художественный фильм. Надеюсь, что они будут оценены по достоинству.
Не стану скрывать, я всегда и во всем был сторонником системного подхода — тем более когда перед глазами есть действительно неплохой опыт, к примеру, наших казахстанских коллег. Они в 2012 году приняли гос­программу по развитию национального телепроизводства и кинопроизводства, предусматривающую выпуск более 400 телевизионных серий в год на основании конкурса. Для Беларуси это было бы прекрасным решением вопроса, поскольку главная проблема, которая есть сегодня, — мы, все белорусские телеканалы, вынуждены закупать огромное количество зарубежных сериалов для своего эфира. Сейчас, на мой взгляд, самый удобный момент, чтобы эту нишу активно осва­ивать, потому что в силу специфики ситуации ранее активные украинские производители телеконтента канули в Лету, а потребности и нашего, и тем более российского рынка остаются, и они огромны.

— То есть белорусы могут войти на этот рынок со своим продуктом?

— Мы можем и производить и должны учиться продавать собственный продукт. При этом «Беларусьфильм» самостоятельно потребности даже нашего рынка, не говоря о российском, не закроет. Поэтому я за то, чтобы телеканалы максимально быстро учились и эту освободившуюся нишу занимали. Наш первый опыт покажет, насколько это реально.

— Мы уже поговорили о проекте «Звездный путь». Возвращаясь к не менее популярному несколько лет назад детскому шоу «Талент краiны»: есть ли шансы вновь увидеть его в эфире?

— Точно могу сказать, что детский музыкальный конкурс в эфир вернется. Как он будет называться, будет ли это именно «Талент краiны» или, допустим, «Звездочка», или «Звездный путь. Дети» — вопрос дискуссионный, и мы в ближайшее время на него ответим. Новое поколение детей патриотично, воспитывается в любви к Родине, уже сейчас они растут с хорошими, правильными взглядами. У нас много студий и музыкальных школ, действительно много талантливых ребят, и мы должны создавать проекты, которые помогут им реализоваться. Запрос есть, и он колоссальный. ­Президент подписал в свое время Указ № 131, стимулирующий создание национального контента. Поэтому все сложилось: есть потребность, есть запрос и возможность. Осталось реализовать хорошую идею — и мы ее воплотим в этом году.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter