«Мамонт» истины

Два дня в Национальной школе красоты соревновались дизайнеры, участники XII фестиваля авангардной моды «Мамонт–2011»...

ва дня в Национальной школе красоты соревновались дизайнеры, участники XII фестиваля авангардной моды «Мамонт–2011». За субботу и воскресенье гости форума как минимум трижды были шокированы. На фесте стало окончательно ясно, что современная мода диктует парням отнюдь не мужественный типаж. У многих ребят, демонстраторов одежды, ноги теперь стройнее, чем у девчонок, да и пластика более вальяжная и манерная. Приглашенный гость фестиваля — джазмен Владимир Чекасин — заметно повысил статус модного междусобойчика: свой двухчасовой концерт он превратил в настоящий пластический перформанс, расцвеченный гениальной исполнительской страстью и мастерством.


Наконец, под занавес «Мамонта» во время гала–представления у артистки пластического театра «ИнЖЕст» загорелся парик. Да так натурально, что случайно попавшую на него искру от фейерверка некоторые зрители приняли за часть шоу. Артистка была вынуждена чинно ретироваться с дымящейся головой за кулисы, не дожидаясь конца представления. А я почувствовала себя кэрролловской Алисой в Зазеркалье и продолжала сидеть в неком оцепенении. Да, непростое это дело — авангард. Легко можно обжечься.


Штампы–2011


Что из личных ощущений? От дизайнеров хотелось бы большей раскованности мысли, нестандартных решений и чистой фантазии. Создатели одежды по–прежнему используют в своих коллекциях коллажи из журнальных вырезок. Не до конца освоена тема шляпок из плавленых пластинок. Многих прельщает тема космоса: фантастические крылатые существа потерянно снуют перед зрителями с мрачными выражениями лиц. Довершает типичный портрет «Мамонта» крутая обувь на высоком ходу: в таких сапогах не выйдешь в булочную, но во время эффектного дефиле на подиуме наверняка сорвешь аплодисменты. Не оставляет дизайнеров в покое и советская эстетика: тема пионерских галстуков и пилоток обыгрывается, по–моему, на каждом фестивале.


Гран–при–2011


Почти всегда из 10 — 15 финалистов жюри определяет одного явного лидера и сгружает на него призы в двух–трех проходных номинациях плюс увесистый Гран–при в виде статуэтки мамонта. Так, и в этом году безоговорочным победителем конкурса авангардной моды стал дизайнер из Гомеля Евгений Иванчик.


Евгений работает в гомельском центре моды и красоты «Хрустальная нимфа». Он делал коллекции для фестиваля «Мельница моды», одну из них — «Доброе утро, мой император» Евгений успешно распродал: головные уборы из диванных подушек с кистями поклонники высоко оценили.


На «Мамонте» Иванчик представил коллекцию «Кризис production»:


— Ее тема пришла в голову сама собой. Кризис, цены на продукты питания, что может быть современнее. Гречка, масло, сахар — это основные образы коллекции. А вот валюта, разумеется, ненастоящая — аксессуарный материал нескольких образов. Все элементы костюмов построены на ассоциациях. Семена подсолнечника, распечатанные на принтере купюры... Но это все равно мода.


В триумфальной майке собственного производства с надписью «Я люблю гречка» Женя и вышел за главным призом фестиваля. Вручал статуэтку победителю маститый дизайнер Иван Айплатов:


— «Мамонт» по–прежнему остается развивающей игрой для молодежи. Фестиваль то пропадает, то возникает вновь, все это, конечно, не идет ему на пользу. Возможно, фесту необходимо контактировать с западными школами дизайна. Если «Мамонт» вымрет окончательно, нашим дизайнерам просто–напросто негде будет показываться и не к чему стремиться.


Третий год подряд в жюри фестиваля работает и дизайнер Наталья Поткина. Она разделяет опасения Айплатова относительно будущего этого некогда прекрасного праздника авангардной моды:


— К сожалению, в этот фестиваль верят немногие. Сегодня он находится в упадочном состоянии, и я не знаю, как ему помочь. Я бы не хотела, чтобы «Мамонт» остался городской легендой. Мы же помним, какие грандиозные это были шоу, когда фест проводился в к/з «Минск». И все равно меня этот конкурс вдохновляет. После него всегда хочется сделать что–нибудь прикольное.


Планы–2012


На мой вопрос, будет ли «Мамонт» проводиться в следующем году, организатор феста Юрий Будько ответил емкое «да». И камерная площадка Национальной школы красоты его немало прельщает. Если в этом году «Мамонт» завершался взлетевшим под купол «золотым генсеком», то в будущем фестиваль авангардной моды перейдет на новые технологии. Как минимум dolby surround. Очевидно, и дизайнерам в свои новые коллекции придется вплести нечто более прогрессивное, чем кожаные трусы, подсолнечное масло и сахар.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter