“Мама, забери меня домой!”

В Гомельский городской социально-педагогический центр дети попадают из неблагополучных семей. Но у них еще есть шанс вернуться к биологическим родителямДети попадают в центр после того, как районная комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение о том, что они нуждаются в государственной защите, а значит, в изоляции от нерадивых родителей. Основанием для этого, как правило, является сигнал из школы, где учится ребенок, или детского сада, который он посещает. Взывать о помощи могут соседи, другие родственники ребятишек, которые видят, что дети находятся в беде.

— Как правило, — рассказывает директор центра Светлана Жукова, — родителям-алкоголикам становится безразлично, что происходит с их детьми. Малыши голодают, неухожены. В таких домах и квартирах, куда мы приходим с обследованием, царит беспорядок, нередко за неуплату отключены газ, электричество.
Специалистам центра — педагогам, психологам, которые начинают одновременно работать с детьми и их родителями, стоит немалых трудов, чтобы нормализовать ситуацию в неблагополучных семьях.
Миша снова улыбается
Второклассник Миша поступил в социальное учреждение запуганным, замкнутым. На контакт шел плохо, сторонился других ребят. Когда дети играли, веселились, мальчик сидел в уголке и безмолвно смотрел на происходящее. Но после того как ребенок побывал на оздоровлении, увидел доброе к нему отношение, он стал общаться с окружающими, со сверстниками. На его лице появилась долгожданная улыбка.
Мама Миши, воспитывающая его одна, к счастью мальчика, оказалась не такой уж “социально запущенной”. Сам факт, что она может лишиться сына, потряс ее. Горе-мамаша не предполагала, что дело может зайти так далеко, что кто-то может лишить ее ребенка. Но когда Мишу забрали, женщина поняла: все достаточно серьезно. Пришлось выбирать между спиртным, временными кавалерами и собственным сыном. Материнская любовь победила. Женщине в соответствии с Декретом Президента № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” помогли устроиться на работу. Представители центра убедились, что она пытается наладить свою жизнь: в силу возможностей сделала кое-какой ремонт в квартире, навела порядок, гасит задолженность по бытовым платежам.
— Но самое главное в этой ситуации, что нас обнадеживает в хорошем исходе, — комментирует Светлана Жукова, — женщина не порвала отношений с сыном. Она заходит к нему после работы, в выходные, звонит, интересуется, как он. И это говорит о том, что мальчик все же ей дорог. Скоро он вернется домой.
Но и после этого в течение шести месяцев семья будет под контролем целого ряда комиссий и центра.
Возвращение Кристины
В подобных ситуациях специалисты стремятся сделать все возможное, чтобы дети вернулись к своим биологическим родителям. Какими бы нерадивыми те ни были, как бы ни обижали своих чад, все равно они остаются для ребят любимыми и желанными. Дети ждут с ними встреч, ждут их любви и тепла, надеются, что родители изменятся. В большинстве случаев именно так и происходит. В нынешнем году из 171 ребенка, прошедшего через центр, удалось вернуть в свои семьи 136 мальчиков и девочек.
Важный фактор в этой работе — раннее выявление ребятишек, находящихся в социально опасном положении. Молодые родители все же более податливы к социальной реабилитации и в своем желании изменить жизнь к лучшему, вновь обрести детей, говорят педагоги, чем, скажем, алкоголики с многолетним стажем. Далеко не всегда на работу с оступившимися родителями и их детьми-жертвами уходят отведенные полгода. Когда видно, что ситуация нормализовалась за более короткий срок, дети и родители воссоединяются раньше. Как в случае с Кристиной. Эта живая смуглая девочка попала с центр вместе с сестричкой-дошкольницей. У девочек разные отцы, своего, индуса, Кристина никогда не видела. Мама в поисках мужчин и развлечений часто оставляла девочек на попечение родственников, с которыми делит трехкомнатную квартиру. Все закончилось попаданием сестричек в приют.
— Может, вам подыскать другую маму? — спрашиваю Кристину.
На что девочка ответила, что любит только свою и поскорее хочет с сестричкой к ней вернуться. В центре считают, что вскоре это будет возможно.
Кто вернет Веру?
К сожалению, не всегда удается вернуть ребят в их биологические семьи. Рассказали историю шестилетней Веры, мама которой не сказать чтобы сильно выпивала, но настолько любила мужской пол, что забывала о своих материнских обязанностях. И когда девочка уже находилась в приюте, не проявляла никакого желания вернуть ее, не шла на контакт и со специалистами. Дело закончилось лишением материнских прав и подбором для Веры приемной семьи. Всего в нынешнем году в приемные семьи ушло 28 мальчиков и девочек.
Такие семьи, говорят специалисты, не только тщательно подбираются, готовятся с учетом ответственности, которую берут на себя, но и потом находятся под контролем. Ребенок, травмированный однажды, не должен попасть в аналогичную ситуацию.
Сам факт, что ребята находятся в семьях алкоголезависимых родителей, является проявлением жестокого обращения с ними: о них не заботятся, их подвергают опасности, им не дарят родительскую любовь и заботу. Но бывает, что жестокое обращение проявляется и в прямом смысле, когда ребенка избивают. На теле восьмилетнего Саши (дети при поступлении в центр проходят медицинский осмотр и 15-дневный карантин) заметили следы от побоев. Мальчик рассказал, что так, нанося удары ремнем за малейшую провинность, его воспитывал отчим. Последовало обращение в прокуратуру. Отчим был привлечен в административной ответственности. Впоследствии Саша вернулся в семью, где ситуация вроде бы нормализовалась.
И, продолжая тему превратностей и сложностей жизни, хочется привести еще один пример. Поступила информация о том, что в одной из семей, куда вернули школьника после проведенной работы, вновь запил пролечившийся от алкогольной зависимости отец. И хотя уже прошло более шести положенных месяцев, семьей опять заинтересовались. Вполне вероятно, ребенка снова придется забрать.
Безусловно, считают в центре, Декрет Президента № 18 относительно нерадивых родителей, необходимость компенсировать ими государству денежные средства, которые уходят на содержание детей, — своевременный и достаточно отрезвляющий законодательный акт. Он заставляет большинство отцов и матерей вернуться к нормальной жизни, нести ответственность за своих детей, а не перекладывать ее на плечи государства, как это было прежде. В то же время со стороны государства нужны последующие более жесткие меры по отношению к лицам, злоупотребляющим алкоголем. Пьянство — явление настолько страшное, что вряд ли кто станет отрицать, что оно угрожает национальной демографической безопасности. И с этим нужно что-то делать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter