О чем условились союзные синоптики в Беловежской пуще?

Мало ли нам аномалий

Июль в Беларуси стартовал с жарких рекордов. 5–го числа столбик термометра в Бресте поднялся до 33,7 градуса. 6 июля опять побит температурный максимум, зафиксированный в 2012 году. Новый — 34,8 градуса жары.

Чтобы в середине июля не пришлось лепить во дворе снеговиков, нужны четкие точные прогнозы синоптиков. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Чтобы в середине июля не пришлось лепить во дворе снеговиков, нужны четкие точные прогнозы синоптиков. Фото: РИА Новости www.ria.ru

— Ждите похолодания, — обрадовал руководитель Росгидромета Александр Фролов, принимавший участие в заседании совместной коллегии комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Она прошла 6–7 июля в Беловежской пуще.

В эти дни прогноз погоды для Беларуси актуален как никогда: июнь был сухим, июль не радует хлеборобов. Тепловые удары медики фиксируют во многих городах страны. Александр Фролов уверен, что таких рекордов в Беларуси и России будет становиться все больше:

— Изменение климата — достоверный факт. Есть данные наблюдений десятков тысяч станций. Наиболее заметные изменения в России и Беларуси стали проявляться с 1973 года. Скорость изменений на территории Союзного государства выше, чем в среднем в мире.

У нас — 0,43 градуса за 10 лет, в мире — 0,17 градуса. Это связано главным образом с тем, что у нас огромная территория суши, теплоемкость которой отличается от теплоемкости воды. Особенно существенные изменения в Арктике. Изменяются биологические системы. Тундра сокращается, лес продвигается на север. Очень много показателей, по которым можно сказать, что климат меняется. Причины? Мнения расходятся. Но 90 процентов специалистов считают, что основной вклад в этот процесс — деятельность человека. Сжигание ископаемого топлива, деградация ландшафта — распахивание земель, вырубка леса. Все это приводит к изменению климата.

Вместе с температурой воздуха меняется образ жизни. И мы все ждем рекомендаций от метеорологов. О том, что нужно, чтобы дать точный прогноз, и говорили в Беловежской пуще. К слову, заповедный лес выбрали для проведения заседания еще и потому, что здесь есть дополнительные возможности для изучения климата, где воздействие человека минимально. Здесь нормальные природные условия.

Прогнозирование опасных явлений, контроль качества воды, окружающей среды — вопросы, которые обсуждали метеорологи Беларуси и России. Одна из центральных тем — мониторинг водных объектов. Сравнение результатов наблюдений на трансграничных реках — Западной Двине, Днепре, Соже, Ипути. По согласованным методикам проводится анализ качества воды, что очень важно, поскольку реки служат источниками для водозаборов. Отрадно, что ситуация улучшается. По последним оценкам, вода хорошая и даже отличная.

Вторая важная тема — организация совместного мониторинга на Смоленской атомной станции и на строящейся АЭС в белорусском Островце. Важно создать такие системы наблюдения, которые позволят адекватно оценивать уровни загрязнения — как фоновые, так и возможные влияния во время строительства и эксплуатации. В Беларуси станции пока нет, но уже организуется оперативный обмен данными об уровнях радиации. Особенно при угрозах или возможных сбоях в работе. Сегодня обмен информацией проходит в режиме реального времени. За сутки — до 8 сеансов связи. Каждые 10–15 минут — обмен данными радиолокаторов.

В мире 4 центра обеспечивают глобальный мониторинг радиационной обстановки. МПО «Тайфун» — один из них. По Смоленской АЭС на сайте этой научно–производственной организации можно видеть информацию. Так же будет и по белорусской АЭС.

Начальник Гидромета Мария Герменчук рассказала, что белорусы ведут мониторинг в 100–километровой зоне от российской станции:

— Наши данные, которые мы получаем на автоматизированных системах, в том числе в зоне Смоленской атомной станции, широко используются для информирования россиян. Были случаи, когда на АЭС возникали несущественные инциденты, и данные, которые мы получаем независимо от коллег из России, оказывались очень кстати в виде независимого экспертного контроля.

К слову, систематизированная система контроля радиационной обстановки, которая планируется в зоне Островца, — белорусская разработка, и действует она, по словам Марии Герменчук, очень эффективно:

— Беларусь не имеет своих научно–исследовательских институтов в области гидрометеорологии, мы используем ресурсы России. Для того чтобы внедрить новые технологии, которые нам рекомендует Всемирная метеорологическая организация. Вместе с тем мы давно ушли от позиций организации, которая идет за кем–то. Мы завоевали прочное место в мире в области экологии, особенно радиоэкологии, в области изучения изменения климата и в области прогнозирования.

Еще одна тема заседания — стратегические вопросы взаимодействия в контексте решений, принятых недавним 17–м Всемирным метеорологическим конгрессом.

Александр Фролов предлагает спроецировать решения конгресса на нашу действительность:

— Как обеспечить качественной информацией о климате, в том числе прогнозами? Причем не только население, но и отрасли экономики. Сегодня самое главное — подготовить рекомендации. Гидромет Беларуси и Росгидромет разработали совместную программу в области обеспечения гидрометеорологической безопасности и мониторинга окружающей среды. Некоторые вопросы обсуждались во время прошедшего заседания. Программа появилась не на пустом месте. Это закономерное развитие того взаимодействия, которое существовало при Советском Союзе. Обмен информацией, внедрение новых технологий все время синхронизируются.

По мнению участников совещания в Беловежской пуще, совместный потенциал гидрометеорологов Беларуси и России позволяет делать точные прогнозы на будущее. Разумеется, погоды и климата. Хотя, и это бесспорно, от температуры за окном офиса зависит экономика и нередко — даже политика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter