Маленький принц боится ответственности

Воспитаннику ИК-1 города Витебска Ростиславу Несину аплодировали стоя. Он исполнил роль маленького принца в спектакле “Возвращение” по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кто же покорил зал — актер или его персонаж?

Ростик не любил учиться и Экзюпери не читал. Скучным казалось это занятие. А ведь лучше бы прочел сказку для взрослых по книжке, глядишь, не пришлось бы листать ее теперь между строк жизни.
Сейчас Ростислав знает, что такое боль, страх, стыд, те, что рождаются в душе, не в организме. Два года назад не знал. Просто никогда раньше не испытывал. Как заговорили эти чувства в парне? Не во время преступления, не в следственном изоляторе и даже не на суде. Впервые он их услышал в колонии, во время репетиции спектакля “Возвращение”. Но не расслышал, сразу же прогнал навязчивый “голос”, чтобы не докучал. Страшно стало, мучительно. Себя испугался, отпустил, простил. Так удобнее, спокойнее.
— Не хочется думать об этом, угнетает очень сильно.
Но страх и стыд без боя не сдаются. А боль, чужая боль, все равно пробирается даже в самое омертвевшее сердце.
— Это произошло в одиннадцать часов вечера. Мы с друзьями напали на мужчину. Избили, забрали мобильный телефон, кошелек.
— И убежали?
— Нет, спокойно пошли, некуда было спешить.
— А человек остался лежать?
— Да, кровь была.
— И что, ничто не дрогнуло, не захотелось остановиться?
— Нет, тогда я об этом не думал.
Были родители, благополучные, по словам осужденного, правда, в разводе, но ведь были оба. Куда глядели?
— Одевали, обували, кормили, “на карман” давали. Я ни в чем не нуждался.
— Зачем же на дело пошел?
— Ради дела. Деньги мне были не нужны.
— Так ведь не по кошельку били, по человеку. А ему больно.
— Может, и понимал, но не думал об этом. Кто думает на воле о зоне?
Тот, кто думает о людях. Ростислав заботился только о себе. Захотелось побаловаться. Но люди — не игрушки, которые все стерпят, не розы, что ответят шипами. “Подходи к человеку осторожно, как к цветку”, — подмечает духовная литература. Ростислав не знал об этом. Мама не научила, а может, папа. Учительница не рассказала, а может, Ростик прогулял этот урок жизни.
— Все произошло мгновенно. Я отдал подельнику мобильный. И сказал: “Пацаны, все нормально, я ухожу домой”.
Спал Ростислав спокойно, пока не начал думать. Дома не хотелось, в СИЗО не успевалось. А в колонии “Маленький принц” разбудил в воспитаннике и чувства, и способности.
— В детстве друзья говорили, что у меня получается перевоплощаться. На воле были мысли о творческой деятельности, но их опережали другие. Цели в жизни никогда не было, так, существовал.
Жизнь недолго терпит бесцельность. Если человек не находит ориентир сам, за него находят. Только не всегда это красивый и прямой путь.
— Театр в колонии добровольный. Я сразу загорелся, и мне понравилось. Все получилось.
— И как, лечит душу?
— Мне кажется, да. Раньше я видел только плохое в людях. Хороших просто не замечал. Мне было все равно, кто есть кто. Сейчас мне люди стали интересны.
Маленький принц, без сомнения, помог Ростиславу во многом, но пока не во всем. Боится он еще самого главного — завета героя Экзюпери: “Мы в ответе за того, кого приручили”.
— С одной стороны, хочется на волю, с другой — нет. Самостоятельной жизни боюсь, семью создавать. Ответственность пугает, которая ложится на плечи на свободе.
Тяжелая ноша для тех, кто никогда ни за кого не отвечал, а прежде за себя. Но надо поднять.
— Когда был дома, своими мозгами не жил. Знал, что все за меня сделает мама. Но однажды придется выплывать самому, барахтаться, а не плыть по течению.
Учиться жить, в общем. Книги — мудрые учителя, но не все. Выбирать их — тоже наука. Но у Ростислава еще есть время ее постичь. Много времени, его нельзя потерять.
— Чего больше всего жаль?
— Упущенных лет.
Хочется верить, что на выходе молодой человек пожалеет избитого им когда-то случайного прохожего и научится дорожить каждым днем на свободе, каждым днем рядом с людьми. Зрители ему поверили. Они увидели в нем маленького принца, которого, может быть, пока не видит он сам. Исполнять роли воспитаннику еще три года. Главное — прислушаться к своим героям. Они знают многое. Ростислав Несин играет сердцем. Значит, есть надежда: всех услышит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter