«Маленькая Анечка была моей… Дездемоной»

24        ноября  в  Белгосфилармонии  будет  звучать  опера,  дар  исполнения  которой  передан  по  наследству

24        ноября  в  Белгосфилармонии  будет  звучать  опера,  дар  исполнения  которой  передан  по  наследству 

В шутку или всерьез в Англии был составлен рейтинг самых избалованных «папенькиных деток», который возглавила Ксения Собчак. В пику сытому гламуру мы решили составить свой рейтинг — самых неизбалованных детей, трудом и талантом доказавших миру свою профессиональную состоятельность. 

В нашем рейтинге всего три призовых места. Их заняли артисты белорусской оперы, продолжатели известных музыкальных династий. Именитые родители смогли помочь им в раскрутке только хорошими советами, ибо белорусским академическим музыкантам не удается скопить даже на черный день. Зато удается вырастить детей, за которых не бывает стыдно. 

Мужчины уступают место дамам, и потому почетное третье место занимает Александр КРАСНОДУБСКИЙ. Сложившийся опытный музыкант, лауреат Национального конкурса певцов имени Л. Александровской в этом году отмечает десятилетие работы в театре оперы. Его отец Иван Александрович Краснодубский более двух десятков лет является ведущим солистом Белгосфилармонии. Он часто приходит послушать сына и придирчиво отслеживает его малейшие огрехи. Однако готов ли признать заслуженный артист Республики Беларусь, что сын превзошел его на профессиональном поприще? 

— Конечно, превзошел. Петь в опере намного сложнее, чем на концертной эстраде. У Саши много ведущих ролей. Мне нравится его «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро»,  он очень обаятельный Фигаро. Редко кто играет обе эти роли, а ведь они связаны одной сюжетной историей. Очень хорош был его Сильвио в «Паяцах», партия идеально подошла для его лирического баритона. А вообще, я строгий отец, стараюсь бывать на всех спектаклях сына и делаю «разбор полетов». Должен признать, он, Саша, все делает очень профессионально и достойно представляет школу своего консерваторского учителя Михаила Жилюка. 

Второе место: Анна ГУРЬЕВА. Нежный ангел с улыбкой счастья на лице — это образ, за которым сокрыт мудрый стоик и упорный боец. Колоратурное сопрано Анны Гурьевой — самый высокий голос в труппе минской оперы. Хотел ли отец певицы, в прошлом известный тенор белорусской оперы, заслуженный артист Беларуси Виктор Федорович Гурьев, чтобы дочь продолжила его дело? 

— Мы с женой много лет проработали в театре и не хотели, чтобы наши дети шли в искусство. Это тяжелый труд и большие лишения.  Помню, я учил Отелло  под камертон (!), у меня не было даже инструмента, а маленькую Анечку носил на руках, она была моей Дездемоной. 

Вопреки моим желаниям наши дети стали артистами. Сын Анатолий работает в театре-студии киноактера, а дочь стала солисткой белорусской оперы. Впервые я узнал, что у Ани есть голос, когда мне позвонил ее преподаватель из педагогического института. За два года Аня закончила Минское музучилище и поехала поступать в Одесскую консерваторию. Поскольку на первом курсе не было мест, ее взяли сразу на третий, в класс народной артистки СССР Галины Поливановой. Аня проявила огромнейшую трудоспособность. Она учила большие программы, сдавала экзамены за предыдущие курсы, работала над голосом. За два года сделала огромный рывок вперед. Это накопление опыта  дало прекрасный результат. Я люблю ее голос, в ее пении есть и культура, и техника, и душа. 

А замечания я делаю редко и только спустя время. Как говорил мне Иван Козловский, «иначе я сразу тороплюсь уйти». Каждый певец, самый великий, ждет теплого слова. Я полностью доверяю профессионализму своей дочери. 

Первое место и золотая медаль: Лариса ТОЛКАЧЕВА. Она также пошла по стопам отца, став пианисткой и концертмейстером оперного театра. Это сейчас каждый музыкант носит конкурсную регалию, а в далеком 1968-м Лариса Толкачева стала первым белорусским концертмейстером, получившим диплом международного конкурса. Это случилось в Софии, на Международном фестивале молодежи и студентов. Тогда пианистка аккомпанировала легендарному басу Аскольду Сухину, ставшему золотым медалистом этого состязания. 

Отец Ларисы Семеновны был очень знаменит. Народный артист Беларуси Семен Львович Толкачев работал главным концертмейстером Белорусского театра оперы и балета на протяжении тридцати (!) лет. К сожалению, он уже не сможет рассказать о том, как росла его дочь прямо посреди кипения работы над новыми оперными премьерами.  Как она делала первые успехи в классе Григория Шершевского и как в пору, когда не существовало ни одной методички по аккомпанементу, черпала уникальные знания из уст основателя белорусской школы концертмейстерского мастерства Эдди Тырманд. Как волновался он, наблюдая за дебютом дочери в качестве ответственного концертмейстера на постановке «Обручения в монастыре». Юной пианистке впервые доверили подготовить к премьере многоопытную Софью Друкер, Тамару Шимко, Виктора Чернобаева, Василия Гончаренко… Зато Семен Львович наверняка сказал бы, что гордится своей дочерью и надеется, что она счастлива в профессии. 

24 ноября артисты белорусской оперы дадут «творческий отчет» перед публикой со сцены Малого зала Белгосфилармонии. Будет звучать их любимая музыка, дар исполнения которой передан по наследству.  

На снимке: солисты оперы Лариса ТОЛКАЧЕВА, Анна ГУРЬЕВА и Александр КРАСНОДУБСКИЙ во время репетиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter