Мальчики с бантиками

Три года войны наши юнги хлебнули, Три года мальчишки взрослели в боях, Над многими волны морские сомкнулись, На вечные стали они якоря.
Три года войны наши юнги хлебнули,

Три года мальчишки взрослели в боях,

Над многими волны морские сомкнулись,

На вечные стали они якоря...

Эти строки принадлежат Виталию Леонову - в годы Великой Отечественной войны юнге Северного флота, в мирные послевоенные дни - киноартисту, к сожалению, ныне покойному. Родились стихи в 1972 году, в день открытия на Соловецких островах памятника юнгам-северянам, павшим в морских сражениях с фашистами.

Я хорошо знаю, что ребята, мои сверстники, несмотря на юный возраст, в первые же дни войны буквально осаждали военкоматы, штабы местных формировавшихся воинских частей. Просьба была одна: направить в какую-нибудь школу, на курсы, чтобы там подучиться и попасть потом на фронт. Многие знали по книгам, по кинофильмам о юнгах и просились на военные корабли. Я был в их числе.

Если заглянуть в энциклопедический словарь на соответствующую страницу, то можно прочесть, что юнга - это подросток, который проходит на морском судне подготовку к службе в качестве матроса.

Учились год. Занимались по 12 часов, постигали сложные морские правила, несли караульную службу. Но наибольший интерес представляла морская практика. А после присяги на бескозырках появились заветные ленточки с надписью "Школа юнг ВИФ". Только вместо косиц с якорями на правой стороне околышка был расположен бант. Вот почему юнг называли "мальчики с бантиками".

Легендарным на Северном флоте стало имя Саши Ковалева. После окончания школы он служил на торпедном катере. 8 мая 1944 года Александр Ковалев совершил свой последний подвиг. Во время атаки фашистского транспорта осколком снаряда был серьезно поврежден один из моторов катера, который мог стать неподвижной мишенью для расстрела. Александр, будучи уже контуженным, нашел в себе силы и собственным телом закрыл пробоину, из которой хлестал кипяток. Саша спас своих товарищей и корабль от верной гибели. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды. На Балтике подвиг Александра Ковалева повторил юнга Иван Дудоров. Воспитанник Соловецкой школы юнг Владимир Моисеенко в годы войны служил на одном из кораблей Тихоокеанского флота. Однажды при высадке морского десанта он лично уничтожил два дота противника и вражеский склад боеприпасов. Вместе с пехотинцами моряки в течение нескольких суток обороняли высоту от превосходящих сил японцев.

Достойно сражались с врагом юнги из Белоруссии. Хочу назвать имена некоторых из них, мне хорошо знакомых. В Могилеве живут Владимир Станкевич и Анатолий Прорешенко, в Бресте - Александр Архипов, в Узде - Владимир Парабкович, в Солигорске - Владимир Колосов, в Минске - Борис Анфимов, Константин Лазарчук, Александр Шершавин. У них боевые ордена и медали.

Теперь, когда я в памяти перебираю годы учебы в школе юнг, морской службы, вспоминаю четкие флотские порядки. Такого слова, как "дедовщина", мы даже не слышали. Устроить "темную", надавать "лещей" проворовавшемуся, лгунишке могли, не без этого. Но чтобы сознательно издеваться над человеком, - Боже, упаси! Среди нас были представители разных национальностей - русские, белорусы, украинцы. Все мы чувствовали себя одной семьей. И это чувство бывшие юнги Северного флота пронесли через всю жизнь.

На снимке: встреча бывших юнг на Соловецких островах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter