Маковецкий пошел на сделку с совестью

К 70-летию Сталинградской битвы канал Россия готовит многосерийный фильм «Жизнь и судьба». Наш корреспондент побывала в Самаре на съемках.

К 70-летию Сталинградской битвы канал Россия готовит многосерийный фильм «Жизнь и судьба». Наш корреспондент побывала в Самаре на съемках.


Физик Виктор Штрум (Сергей Маковецкий) возвращается в тесную квартирку, где живет в эвакуации со своей семьей. Перед ним за столом, накрытым белой старенькой скатертью, сидят его жена Людмила (Лика Нифонтова) и дочь Надя (Вера Панфилова, дочь лидера группы «Алиса» Константина Кинчева).

Работе съемочной группы  в Самаре мешали местные поклонницы Евгения Дятлова, норовившие сфотографироваться с ним в перерывах. фото
Радость во взгляде вошедшего в комнату ученого при виде жены гаснет. Еще вчера он ценил ее заботу о себе: ведь все его мысли – о науке, а в быту он беспомощен. Именно жена каждый день придумывает, чем накормить, чтобы он не остался голодным. Но сегодня Штрума все раздражает. У его героя серьезная проблема: он влюблен в подругу жены Марью Ивановну Соколову (Анна Михалкова). И честно пытается бороться с непрошеными чувствами...


Через несколько минут вспыхивает ссора. Ученый не хочет слышать о репрессиях, от которых пострадали близкие жены, не собирается никому, кроме себя самого, сочувствовать. Рассерженный, он кричит жене:


– Чушь собачья! Я, что ли, во всем виноват? Это я твоего первого мужа посадил? Или твоего брата?

 

Самару превратили в военный город


Сюжет киноэпопеи разворачивается в 1942-1943 годы в тылу – в разгар обороны Сталинграда. В основе фильма – роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», написанный в 1950-е годы. Знакомые и близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого тоже начинаются гонения. И спасает его поручение Сталина поработать над созданием атомной бомбы. Ему приходится выбирать: либо заниматься наукой и не размышлять о репрессиях, либо отказаться от покровительства и быть унич­тоженным.


– Это не самая простая история – война, эвакуация. Это страсти, боль, смерть рядом, – говорит Сергей Маковецкий. – Человек совершает то, что будет мучить его всю оставшуюся жизнь, – и надо понять, как с этим жить...


Кроме Москвы, действие происходит в Куйбышеве (ныне Самара), куда по сюжету эвакуирован Штрум с семьей.


Во время съемок местные жители днем и ночью с любопытством наблюдали за преображением Самары в город военной поры. По дорогам ездили раритетные легковые эмки, полуторки и армейские джипы ГАЗ-67. На прохожих – потрепанные ватники, солдатские шинели, старые полушубки с проплешинами, шали­...


С декорациями в Самаре проблем не возникло: сохранившиеся на окраине старые жилые квартальчики, обветшавшие деревянные дома, разбитые старые дороги – все подошло идеально. Достаточно было некоторые окна в зданиях заколотить и завалить мешками, а часть входов в подъезды забить досками.

 

Дайте больше тела!

– Сниматься в любовных сценах очень тяжело, потому что необходимо впускать чужого человека в область самых интимных чувств и ощущений, – утверждает Полина Агуреева (в кадре – с Евгением Дятловым). фото
Командир танкового корпуса Петр Новиков (Евгений Дятлов), пробиваясь сквозь толпу прохожих, спешит к дому, где живет любимая женщина – Женя Шапошникова (Полина Агуреева). Сцена снимается в старой коммуналке на втором этаже, героям предстоит объяснение в любви.


Евгений подходит к сидящей за столом Полине.


– Подними ее со стула! – слышится голос режиссера Сергея Урсуляка («Ликвидация»). – Да в глаза смотри, в глаза!


Дятлов произносит:


– У меня не было никого до тебя и у  тебя до меня! Главное – есть мы...


– Петя, если с Крымовым что-нибудь случится, его искалечат или посадят, я вернусь к нему, имей это в виду, – шепчет Агуреева.


Съемка продвигается трудно.


Через два с половиной часа режиссер командует:


– Все лишние вон! – А потом: – Раздеваемся, ложимся, – это актерам. И операторам: – Тишина. Мотор. Начали!


Спустя пару минут через плотно закрытые двери доносится недовольный голос режиссера:


– Что вы за больничную палату устроили?! Дайте мне больше тела! Одеяло ниже, еще ниже...


В кадре видна голова актрисы, лежащая на плече Дятлова. Полина шепчет:


– Любимый!


Урсуляк недоволен:


– Полина, зачем ты 54 раза моргнула, пока одну фразу произнесла? Женя, нежности не хватает, нежности!


Съемки заканчиваются поздно вечером. Полина признается:


– Впускать чужого человека в область своих самых интимных чувств очень тяжело...

 

Подвели оглобли


– Мой герой не умеет просить и защищаться, ему приходится предавать, и он долго мучается из-за произошедшего, – говорит Сергей Маковецкий. – Урсуляк тонко чувствует эти эмоциональные интонации и делает акцент именно на них. фотоПоследним в Самаре снимали эпизод, в котором жена Штрума узнает, в каком госпитале лежит Толя, ее сын от первого брака. Людмила, держа в руках бумаги с ответом на запросы о судьбе Толи, должна выбежать на улицу с криком «Витя! Витя!» Ее героиня не знает, что не успеет застать сына в живых.
Но перед этой сценой по сюжету следует другая: тощая лошадка с трудом тянет в гору телегу, груженную бидонами с молоком. Поклажа слишком тяжела, телегу приходится подталкивать. После очередного дубля ломаются оглобли – и нужно делать перерыв, чтобы их заменить. Режиссер посматривает на часы: съемочная группа торопится уезжать, билеты куплены...


Телега встает перед входом в госпиталь, и медсестры начинают таскать бидоны. Человек тридцать из массовки снуют туда-сюда, мимо проезжает грузовик с солдатами. Актриса выбегает из здания...
Делают пару дублей, для чего бидоны то снимают с телеги и заносят внутрь, то снова возвращают на повозку. Наконец Урсуляк командует:


– Сворачиваем работу! Я посмотрю, что получилось. Если что, переснимем. Пора на вокзал!
Съемки фильма «Жизнь и судьба» закончатся осенью этого года.


Любовь ПОЛЯКОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Анастасии Курагиной

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter