В Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова прошла премьера трагедии "Макбет" в постановке Валерия Анисенко

Макбету жить не запретишь

В Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова прошла премьера трагедии "Макбет" в постановке Валерия Анисенко
Мой неутомимый армейский друг Викентий Вератила, ставший к старости до неприличия скупым, подбил меня отправиться в Сибирь на поиски пропавшего «золотого эшелона» Колчака. «А что — время непростое, надо вертеться!» — воскликнул он, мечтательно подняв к дождливому небу свои безумные зрачки. (Я слышал, что Викентий вконец промотался и уже месяц плотно сидит на настойке пиона: лечит нервы.)


Фото Романа КИРИЧЕНКО

Прошагав месяц по тайге с рюкзаками, золото Колчака мы так и не нашли. Зато обросли настоящей сибирской щетиной, как олени с колен пили местную «родниковую правду» — воду из Байкала, ловили хариуса и жарили его на костре. Покупали у местных жителей вкуснейшее молоко и творог. Вератила даже поправился на сибирском харче.

Уставшие, но довольные, однажды вечером мы появились в предвечерних сумерках столицы Восточной Сибири — Иркутска. Захотелось стряхнуть с себя хвойный аромат тайги. Сломя голову мы рванули в город, который сам по себе настоящее произведение искусства. Исторический деревянный центр с двухэтажными домиками воскрешает в памяти авантюрные сюжеты про бородатых и коварных золотодобытчиков. На этой земле родились сюжеты пьес Александра Вампилова, Владимира Гуркина (автора культовой комедии «Любовь и голуби»), Михаила Ворфоломеева (в минском Театре–студии киноактера с успехом идут спектакли «Миленький ты мой» и «Механический человек»). А глядя с набережной на бескрайнюю и непокорную Ангару (река вытекает из Байкала), вспоминаешь и сильных духом героев прозы Валентина Распутина, похороненного на территории Знаменского монастыря, у входа в который притаился и памятник адмиралу Колчаку.

Тут Вератила хлопнул себя по галифе и вспомнил, что в Иркутске у него живет дальняя родственница, хозяйка ювелирного салона, родство с которой он до поры до времени не афишировал. Тетка придерживалась левацких взглядов. Вератила не знал до конца, что это точно значит, но на всякий случай не поздравлял тетку с Новым годом скупой открыткой. Мало ли что.

Родственница оказалась радушной хозяйкой, дела ее идут в гору, она лихо торгует золотом — от китайских туристов нет отбоя, а для души подрабатывает гардеробщицей в местном драматическом театре. Чтобы мы почувствовали себя частью интеллигенции Восточной Сибири, в один из вечеров она снабдила нас двумя контрамарками в Иркутский академический драматический театр имени Н.П.Охлопкова.

Тут давали премьеру шекспировской трагедии «Макбет», по совпадению, в постановке нашего земляка, известного белорусского режиссера Валерия Анисенко, художественного руководителя витебского театра имени Я.Коласа. Для Валерия Анисенко это не первый вояж в иркутский регион и не первый реализованный театральный проект. Валерия Даниловича в этих краях хорошо знают и ценят за вкус, полет духа и почти сибирскую широту характера.

Его эффектным «Макбетом» театр торжественно закрыл — подумать только — 166–й сезон! (Такие цифры просто не умещаются в моей закипающей голове.) И 30 последних лет театром руководит виртуоз своего директорского дела Анатолий Стрельцов.

В премьере удивительно раскрылась в роли леди Макбет ведущая актриса труппы Евгения Гайдукова, свой интересный рисунок главной роли предложил молодой актер Иван Гущин. Масштабная и впечатляющая сценография главного художника театра Александра Плинта, костюмы Оксаны Готовской, музыка белорусского композитора Владимира Кондрусевича создают свой жестокий и притягательный мир. Пафосный и щеголяющий в дизайнерских кальсонах на поклонах художник по свету Сергей Грачев и вовсе был выписан директором театра из Москвы. Спектакль, бесспорно, удался. Тест на совместимость театральных эстетик пройден.

Нельзя было не заметить, как иркутский театр обожает зритель. Все дни премьеры «Макбета» прошли на аншлагах. В день закрытия сезона с премьерой коллектив и белорусского режиссера поздравил губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

«Умеют сибиряки красиво жить, ничего не скажешь», — заключил мой компаньон Вератила уже в самолете со стаканом лимонада «Байкал» в руке. И решив, что с золотом Колчака вышла промашка, предложил сосредоточиться на кладе Наполеона под Толочином. На том и порешили.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 137 (25019). Вторник, 19 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter