Макаренко из Каменки

Вот уж чего не ожидал, так это встретить в наши времена педагога, которого можно назвать последователем легендарного Макаренко, воспитывавшего почти столетие назад обездоленных детей просвещением и трудом. А между тем в деревне Каменка Бобруйского района директора здешней вспомогательной школы-интерната Ивана Гончарика жители зовут именно так: «Наш Макаренко».
Вот уж чего не ожидал, так это встретить в наши времена педагога, которого можно назвать последователем легендарного Макаренко, воспитывавшего почти столетие назад обездоленных детей просвещением и трудом. А между тем в деревне Каменка Бобруйского района директора здешней вспомогательной школы-интерната Ивана Гончарика жители зовут именно так: «Наш Макаренко». Выпускник университетского физмата, направленный на работу в Академию наук БССР, быстро понял, что лабораторные опыты и исследования не для него: душа тяготела к живому делу. Потому, спешно освободив место в науке другим, Иван Гончарик стал учительствовать в Бобруйске. Его педагогический талант и целеустремленность были замечены, и вот уже без малого 30 лет Иван Иванович руководит школой-интернатом для детей с недостатками в психофизическом развитии. Заниматься с такими учениками, понятно, может далеко не каждый учитель. Здесь, кроме профессионализма, ежедневно требуются такт, выдержка, доброта. Всем этим природа сполна наделила Ивана Ивановича, родившегося на Минщине в крестьянской семье. — Я ведь из довоенного времени, когда детство было босоногим, а учеба в школе — неотрывна от труда в поле и на пастбище, — рассказывает Гончарик. – Я помню, как постоянно хотелось есть, хотелось по-нормальному одеться и обуться, выйти, как говорится, в люди... Наверное, оттого все годы работы в этой школе только и стремлюсь к тому, чтобы создать достойные условия для жизни и учебы наших школьников, которых судьба в определенной степени обидела с рождения. Рад, что это удается, хотя некоторые коллеги порой меня подначивают: мол, слишком самостоятелен, не просишь даже гуманитарной помощи, за счет которой многие запросто решают массу проблем. А зачем просить, если у нас самих есть руки и ноги, есть возможность собственным трудом создать необходимые блага? И это не философские рассуждения педагога-директора. Это его жизненное и рабочее кредо, передавшееся за десятилетия всему педагогическому коллективу школы. Во всяком случае, достаточно просто увидеть интернат хотя бы раз. Воспитательно-хозяйская жилка бросается в глаза уже на территории школы, где ровно подстрижены кустарники, разноцветьем радуют аккуратные клумбы, сродни английским газоны в парке. На зависть иным городским школам стадион с прекрасно оборудованными спортивными площадками. В самом же учебно-жилом корпусе всяк сюда входящего встречают приветливость учащихся, учителей и воспитателей, опрятность коридоров и помещений с росписями и мозаикой на стенах, резными дверями и потолками. Каждый класс тематически оформлен, в каждой бытовой комнате — добротная мебель. В холлах размещены игровые площадки, отдельно оборудован видеосалон. Есть и свой выставочный зальчик, где представлены замечательные мягкие игрушки, изделия из лозы, соломки, инкрустации по дереву и ткани. В общем, интернатом эпохи «развитого социализма» здесь, образно говоря, не пахнет. — Все создано собственными силами коллектива, — подчеркивает Иван Гончарик. – И руками ребят. Вместе с необходимыми знаниями, предусмотренными учебной программой для вспомогательных школ-интернатов, они получают здесь основы своих будущих рабочих специальностей, занимаясь в швейной и столярно-механической мастерских, на опытном земельном участке, где выращивают овощи. Я ни от кого не скрываю, что делал и делаю упор именно на сочетание учебы и труда для наших воспитанников. В итоге практически все выпускники ежегодно поступают в бобруйские строительный колледж и профессионально-техническую гимназию, после окончания которых уверенно выходят в самостоятельную жизнь, приносят своей работой пользу себе и обществу. И, заметьте, наши воспитанники отличаются законопослушанием и серьезным уважением к историческому наследию родины. К этим словам директора хотелось бы добавить два конкретных примера. Общеизвестно, что бюджетное финансирование для учебных учреждений такого типа предусматривает только оплату труда персонала, питания учащихся и коммунальных услуг. А где же взять деньги на покупку других необходимых вещей? Каменский Макаренко выход нашел в создании подсобного хозяйства, основу которого составляет свиноферма. В прошлом году на ней выращено и продано на центральном рынке Бобруйска почти 7,5 тонны свинины, принесшей во внебюджетный фонд социального развития школы 22,5 млн. рублей. Но не только о себе думают здесь. По инициативе Ивана Гончарика школьники взяли шефство над 21 ветераном Великой Отечественной войны, одинокими престарелыми людьми, живущими в самой Каменке и соседних с ней деревнях Слободка и Затишье. Следом взялись ребята вместе с учителями и воспитателями за наведение порядка на большом захоронении, где в 1941-м и 1944 годах гитлеровцы расстреляли и сожгли более 12 тысяч бобруйских евреев, мирных жителей и пленных красноармейцев. Вся территория на этом месте и в округе была тщательно очищена, облагорожена, а в честь 60-летия Великой Победы коллектив школы-интерната посадил здесь 150 молоденьких рябин. Приезжала сюда большая еврейская делегация, искренне благодарила каменских ребят и педагогов за внимание к памяти жертв фашизма. Такой вот любопытной жизнью живет коллектив небольшого специфичного учебного учреждения во главе со своим Макаренко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter