Для чего Сергей Долидович собирает деньги?

Лыжи летом

В последние дни все живо обсуждали не только БАТЭ и его фантасмагорическую идею с переменой мест 20–го и 21–го туров чемпионата страны по футболу, но и Сергея Долидовича. Наш 44–летний лыжник решил тряхнуть стариной и замахнуться на рекорд — выступить на своей 7–й Олимпиаде. А для подготовки этого подвига запустил в интернете акцию по сбору денег.


Это сейчас называется модным словом «краудфандинг» — народно–общественное финансирование. Обществу Долидович кинул клич: «Так получилось, что в силу разных обстоятельств я не имею возможности тренироваться с национальной сборной. В какой–то момент кто–то посчитал, что Долидович слишком стар для того, чтобы оставаться лучшим лыжником Беларуси. Мне кажется, это несправедливо, когда моя главная вина — возраст. Готов доказать на лыжне, что именно я достоин представлять страну на Олимпиаде–2018». 

Для выступления в Пхенчхане Долидовичу нужно собрать 30 тысяч рублей. Народ призыв услышал и за первые сутки перечислил на нужды спортсмена свыше 2.500 рублей. Казалось бы, отличное дело затеял Сергей — его пример может стать другим хорошей наукой! Во–первых, это отличный способ узнать рейтинг своей популярности в народе. Во–вторых, прекрасная возможность разгрузить бюджет. Ведь чем больше будет таких спортсменов–«альтруистов», тем больше средств государство сможет выделять нуждам детского спорта, например.

Здесь нужно уточнить, что Долидович со своей идеей отнюдь не новатор, краудфандинг в мире спорта стремительно набирает обороты и довольно популярен за рубежом. Возможно, для некоторых это станет сюрпризом, но далеко не во всех странах спортсмены столь щедро и полностью финансируются государством, как это происходит в Беларуси. И для них порой общественный сбор денег единственная возможность ездить по турнирам, покупать фармакологию и осуществлять мечты — попадать на Олимпиады.

Есть цифры, что полный цикл подготовки и участия одного спортсмена в Олимпийских играх обходится в приблизительную сумму от 50 до 200 тысяч долларов: тренировки, сборы, перелеты, питание, проживание, услуги врачей, тренеров, медикаменты... У нас всю эту бухгалтерию щедро закрывает государство. Так что особо жаловаться, пожалуй, все–таки не стоит. Американская прыгунья с трамплина Линдси Вэн, к примеру (не путать со знаменитой горнолыжницей Линдси Вонн!), чемпионка мира 2009 года, воплощая мечту, вынуждена была работать за 10 долларов в час в качестве помощника физиотерапевта в клинике в Парк–Сити, штат Юта в США. Вэн стала первым спортсменом, которая собрала средства на тренировки и поездку на Олимпиаду в Cочи с помощью краудфандинга. Ее задача была собрать 13.000, а в первые же дни пожертвования превысили 21.000! Она смогла оставить работу и посвятила все свое время подготовке к выступлению на Олимпиаде, где заняла, правда, лишь 15–е место.

Однако у нас инициатива Сергея Долидовича почему–то вдруг приобрела негативный оттенок, обросла протестами и совершенно необоснованными нападками в адрес лыжной федерации и Министерства спорта и туризма. Виной тому и сам Сергей, который зачем–то (возможно — сгоряча) написал фразу: «В какой–то момент кто–то посчитал, что Долидович слишком стар для того, чтобы оставаться лучшим лыжником Беларуси». А ведь дело совсем в другом. Пока лыжник думал над тем, заканчивать ему карьеру или продолжать, списочные составы на олимпийский сезон были сформированы. Сверстан, стало быть, и бюджет. Это ведь дело непростое, как вы понимаете, деньги подотчетны и берутся не из прикроватной тумбочки. И даже несмотря на это, дверь перед Долидовичем никто не закрывает, и в Министерстве спорта готовы рассмотреть возможность подключить нашего заслуженного спортсмена к бюджетному финансированию.

В федерации лыжного спорта мосты тоже никто не сжигает, хотя Долидович еще не имеет олимпийской лицензии. Глава федерации Андрей Коваленко в интервью Sputnik.by прокомментировал ситуацию так:

— Есть определенная процедура, установленная Международным олимпийским комитетом с критериями отбора участников Игр. Если схематично, то первоначально решение принимает федерация, согласует его с Министерством спорта и туризма, документы направляются в НОК, оттуда в МОК. Там все строго регламентировано. Никаких самостоятельных, обособленных от национальной команды спортсменов не может быть по определению.

— Так путь в Пхенчхан для Долидовича окончательно закрыт?

— Вовсе нет. Дверь еще не захлопнулась. Если он в оставшееся время завоюет лицензию (а она в лыжных гонках именная), то полетит на седьмую в своей биографии Олимпиаду. Достижение, конечно, будет выдающееся.

Тут, правда, есть и еще один нюанс. Свободный и классический стиль марафонов (а именно в гонке на 50 километров особенно силен наш ветеран) на Олимпиадах чередуются. В Турине–2006 был свободный ход (Долидович шел на медаль, но налетел перед финишем на австрийского сервисмена и остался без медали). В Ванкувере — классический (Долидович пришел к финишу 25–м, отстав от победителя аж на 2 минуты и 12 секунд). В Сочи — опять «коньковый» ход (Долидович вновь шел на медаль, но уступил победителю ничтожные 15 секунд). Закавыка в том, что в Пхенчхане вновь побегут «классикой», а это, увы, не конек Сергея.

Вот такая получилась картина маслом. А в заключение хочется просто процитировать классику, которая дает хороший ответ на всю заварившуюся кашу: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter