Судьбы полковника Поминова и юного разведчика Геннадия Юшкевича переплелись на всю жизнь

Люди молчаливого подвига

В январе 2013 года на торжественном собрании, посвященном юбилею воинской части, судьба свела меня с Геннадием Владимировичем Юшкевичем, разведчиком оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии. Во время войны он был в составе легендарной группы «Джек», а мой прадед Федор Петрович Поминов — одним из офицеров, кто занимался подготовкой разведывательных групп специального назначения для последующей заброски их в тыл противника, в том числе и этой. И оказалось, что у Геннадия Владимировича дома сохранилась справка о награждении его орденом Славы 3–й степени, подписанная Поминовым, а также статья прадеда, которую он еще в 1983 году пытался опубликовать, но не смог — тема считалась закрытой. Так волею случая восстановилась связь поколений и открылись неизвестные прежде страницы истории. Нашей молодежи сегодня много показывают фильмов про придуманных заграничных героев. Но еще живы те, кто во сто раз их круче, чья жизнь складывалась ярче и интереснее любого боевика. Пока они с нами, давайте услышим их голоса.

Начало июня 1944 года. Группа «Чайка», Узденский район

Полковник в отставке Федор Поминов, бывший офицер разведотдела штаба 3–го Белорусского фронта, вспоминал:

«С боями, сдерживая натиск фашистских войск, отступали наши воинские подразделения. Было горько и больно, но мы понимали: силы пока слишком неравны. Пришлось оставить и Минск, и тех, кто не успел уйти из него — женщин, детей, стариков. Был среди них и двенадцатилетний Генка Юшкевич, окончивший всего шесть классов общеобразовательной школы и оборонные кружки минского Дворца пионеров. Судьба приготовила ему суровые испытания...

Геннадий Юшкевич. 1944 год
С первых же дней войны мы стали готовить специальные разведывательные группы для работы в тылу врага. Сначала отправляли их через линию фронта пешим порядком. А позже, когда фронт стабилизировался, забрасывали самолетами. Так, в июне 1942 года в лесном массиве под Минском приземлилась на парашютах разведгруппа штаба Западного фронта под командованием Михаила Ильича Минакова. Кроме командира, в нее входили радист Виктор Путято и разведчица Анна Хромова. Вскоре группа пополнилась за счет местных партизан и подпольщиков Дзержинского и Узденского районов — Владимира Вашкевича, Наполеона Ридевского, Бориса Цыпушкина и других. Были и связные. Глаза и уши разведгруппы. Среди них оказался Генка Юшкевич. По положению запрещалось принимать несовершеннолетних, но в данном случае было допущено исключение — шла война народная.

В октябре 1941 года фашисты повесили в Минске большую группу советских активистов. В том числе Елизавету Константиновну, мать Геннадия, которая до войны работала в Народном комиссариате просвещения БССР, а до этого была балериной. Сестра Геннадия Юлия была участницей Минского подполья, а позже стала партизанкой. Отец Владимир Андреевич, врач–хирург, тоже партизанил на Полесье. Правда, тогда об этом Геннадий еще не знал. Встретились они только после освобождения Минска 3 июля 1944 года...

Особенно напряженно работала группа перед белорусской наступательной операцией. Разведотдел регулярно получал сводки о движении воинских частей противника, о его вооружении и грузах, идущих к фронту, о передислокации ударных подразделений и другие ценные данные... После освобождения Минска и выполнения спецзадания командования в тылу врага группа Михаила Минакова прибыла в Смоленск, где находилась наша часть. Гену Юшкевича решили направить в распоряжение обкома комсомола. Но он сбежал оттуда и вскоре появился в расположении части, которая к тому времени уже находилась в районе Молодечно. Там готовились разведгруппы для заброски в тыл врага на территорию Германии. Командование неодобрительно отнеслось к появлению Гены, но он стал доказывать, что ему не 15, а 17 лет, и поэтому просил включить его в действующую группу на законных основаниях. Замолвили слово за юного разведчика и капитан Павел Крылатых, другие разведчики, знавшие Геннадия по Белоруссии. Так Гена Юшкевич стал десятым в группе под командованием капитана Крылатых, которая в конце июля 1944 года приземлилась в Восточной Пруссии. В состав ее входили опытные разведчики Николай Шпаков, Иван Мельников, радистки Зина Бардышева, Аня Морозова, старые боевые друзья Наполеон Ридевский, Иосиф Зворика, Иван Овчаров, Иван Целиков. В неимоверно сложной обстановке пришлось действовать группе капитана Крылатых, который погиб на второй день после десантирования. Разведдонесения тем не менее поступали в штаб фронта регулярно. Увы, погиб Иосиф Зворика, нарвался на засаду Николай Шпаков, были убиты Зина Бардышева, Иван Овчаров. Свой последний подвиг совершила радистка Аня Морозова — она посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Во время боя отбился от группы Иван Целиков, который потом соединился с другой разведгруппой...

Федор Поминов. 10.03.1951 года

Тяжелораненого Наполеона Ридевского не оставил в трудную минуту Гена Юшкевич. Более 70 километров тащил хрупкий мальчонка почти двухметрового боевого товарища к условленному месту встречи. Но туда из группы разведчиков больше уже никто прийти не смог. Наполеону Ридевскому и Генке довелось выполнять задания самостоятельно. В живых остались благодаря помощи немецких антифашистов Эрнста Райтшука, Августа Шиллята и его сына Отто. Только в январе 1945 года мы узнали, что Наполеон Ридевский и Гена Юшкевич живы, возвращаются в часть...

После победы жизненные дороги развели нас надолго. И вот однажды мой зять, который учился на вечернем отделении юридического факультета БГУ, сказал, что в разговоре со своим сокурсником упомянул фамилию Поминов. Тот спросил: «Не тот ли это Поминов, который прислал сообщение о награждении меня орденом Славы?» Так через двадцать лет я снова встретился с боевыми побратимами Геной Юшкевичем и Наполеоном Ридевским, написавшим книгу «Парашюты на деревьях» о подвиге советских разведчиков в глубоком тылу врага. Хотя разведчики не увешаны орденами, но искренне скажу — каждый из них герой!»

Геннадий Юшкевич с сестрой и мамой, июль 1940 года

После войны Геннадию Юшкевичу предстояли новые испытания. Тяжело входить в мирную жизнь, когда еще не достиг совершеннолетия и даже нет аттестата о базовом образовании. Но зато есть боевой опыт и жажда жить с мечтой. После года учебы в политехникуме он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил в офицерскую школу МВД. Затем окончил юридический факультет БГУ с красным дипломом. Государственная система тех лет зачастую с подозрением относилась к людям, оказавшимся за линией фронта. Не единожды приходилось Геннадию слышать: «Почему вы остались на оккупированной территории?» и даже: «Почему вы остались в живых?» Но на вопрос, что думаете делать дальше, всегда четко отвечал: «Готов служить везде, где смогу быть полезным Родине!» Закалка военного разведчика специального назначения помогла Юшкевичу стать опытным сотрудником уголовного розыска. Ему довелось принимать участие в ликвидации националистического, бандитского подполья. Тут требовалась хорошая физическая форма. Поэтому Геннадий освоил боевое самбо, стал по нему инструктором, сам обучал оперативный состав.

Геннадий Юшкевич.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Многие годы Геннадий Юшкевич посвятил работе в Белорусском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Он и сейчас в строю, являясь почетным солдатом 5–й отдельной бригады специального назначения. Встречается с молодежью, теми, кому выпало служить в горячих точках планеты. На недавней встрече, посвященной 100–летию Вооруженных Сил, довелось и мне поприсутствовать. Геннадий Владимирович сказал тогда:
— Великий Архимед когда–то изрек фразу: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Нашей точкой опоры следует считать память. Только она может повторить все прожитое и пережитое, заглянуть в завтра, опираясь на опыт. Эпоха строительства социализма ушла в историю. Но сегодняшним поколениям следует помнить, что Страна Советов, помимо достижений мирового масштаба, дала большинству своих граждан хорошее образование, воспитание, твердые моральные и идеологические установки. Нас воспитывали в духе патриотизма, преданности Родине, интернациональной дружбы, уважения людей независимо от цвета кожи или происхождения. Сплоченность народов Советского Союза явилась основой стойкости и героизма. Сейчас идет информационная война, западная пропаганда отводит СССР второстепенную роль в разгроме фашистской Германии. Явный абсурд! Ни в коем случае нельзя предавать свое святое — историческую правду, которую хранит память — наша точка опоры.

Кстати

В сентябре 2017 года в Калининграде была представлена книга Геннадия Юшкевича «Последний из группы «Джек». Место выбрано не случайно: именно там, на территории бывшей Восточной Пруссии, где размещался мозговой центр фашистской Германии, действовали спецразведгруппы оперативной разведки как армейские, так и госбезопасности. Вообще, на протяжении многих лет Геннадий Владимирович частый гость калининградцев. В 2013 году в городе открыт мемориал–памятник разведчикам. За большую общественную работу Геннадий Юшкевич отмечен орденом за заслуги перед Калининградской областью.

Григорий ЛАПИЦКИЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter