В девяностые, когда изменилось все: страна, отношения, общество, — Ефремова спас театр. Сегодня на его столе в Театре-студии киноактера — сразу несколько новых пьес. Среди них и чеховский «Дядя Ваня». «Грандиозная, сложнейшая, но необыкновенно интересная работа. И по-прежнему удивительно современная. Про всех нас сегодняшних и про меня в частности», — объясняет свой выбор Александр Васильевич.
Завтрашний большой юбилей народный артист Беларуси встретит дома в кругу самых родных. Накануне праздника мы расспросили режиссера, чем были наполнены семь десятилетий его жизни.
«Дунечка».
Десятилетие первое. Наш человек в космосе
— Первое, что вспоминается, — полет Гагарина в космос. Хорошо помню тот апрель: было прохладно, еще снег лежал. Наш дом выходил окнами на платформу, где останавливались электрички, и 12 апреля 1961-го я бежал вдоль этой платформы и кричал: «Наш человек в космосе!» А потом оступился, больно ударился, но не заплакал. Было смешно и совсем не грустно. Наоборот, счастье меня переполняло невообразимое. И вот тогда, в 10 лет, я точно решил, что буду космонавтом. Это желание являлось приоритетным, пока не выяснилось, что у меня слабое зрение. А таких не берут в космонавты. Поэтому появились другие ориентиры.«Наш человек в Сан-Ремо».
Десятилетие второе. Письмо без надежды
— В школе я учился очень легко. Потому что много читал, почти беспрерывно. И все, что описывалось в книгах, казалось мне гораздо интереснее того, что происходило в реальной жизни. И раз с космосом не сложилось, решил, что, наверное, буду журналистом. Одно из моих сочинений даже выиграло в каком-то всесоюзном конкурсе. И я подумал, что раз у меня так хорошо получается писать, может, продолжать в том же духе?.. Но в 10-м классе узнал, что существует ВГИК. Самым ярким впечатлением в те годы для меня стал фильм «Человек-амфибия». Когда пришло время поступать, отправил свои работы во ВГИК на предварительный творческий конкурс. Обратно пришло уведомление: «Будем рады видеть ваши работы в следующем году. В этом году они не были оценены соответствующим образом, чтобы допустить вас к экзаменам».«Снайпер: оружие возмездия».
Десятилетие третье. Любовь, похожая на сон
— В 20 лет, в 1971 году, я все же поступил. Годы учебы во ВГИКе и вообще третье десятилетие стали для меня жизнеобразующими. В это время произошло много значительных и знаковых событий, которые потом оказали влияние на всю мою жизнь. Запомнились учеба и педагоги. И сногсшибательный роман, который начинался как абсолютно сумасшедшая влюбленность. А еще в 1977-м вышла моя дебютная картина «Большая любовь Чередниченко Н. П.», где главные роли сыграли Саша Калягин и Женя Глушенко.Десятилетие четвертое. Дочь за отца
— Главное событие этого десятилетия — рождение дочери Даши. Моя чудесная, восхитительная девочка, очень ее люблю. Папа я, конечно, сумасшедший. Обожаю дочку, она для меня свет в окошке. С кино Даша не связана, хотя в детстве много снималась. Но, может, оно и к лучшему?..В 1990-м вышла одна из моих любимых работ — «Наш человек в Сан-Ремо». Снимали в Витебске, Норильске, Сочи, даже в Болгарии. Мы все хотели сделать хорошее кино, но до конца не понимали, каким оно будет. В итоге фильм оказался очень успешным. При бюджете в 650 тыс. советских рублей в первый год проката он вернул 7 миллионов.
Работа, к слову, шла чрезвычайно легко. На кураже, с песнями и танцами. Хотя Элем Климов мне как-то сказал: «Если материал тебе не сопротивляется, ищи это сопротивление. Только тогда все получится». Но, возможно, так получалось только у него. Потому что в моем случае все ровно наоборот: если картина снимается легко, она и получается лучше.
«Экзамен для директора».
Десятилетие пятое. Театр
— Тяжелейшее было время. Развал Союза, повсюду растерянность и разруха… Для людей жизнь резко поменялась, было много опустошенных, потерявших себя. И в моей профессии такие были. Да что там — я и сам был таким… Но меня спас театр. Нужно было много работать, возвращать зрителя, хотя перспективы казались не самыми радужными. Но мне как-то удалось обосноваться, выпустить первый спектакль «Миленький ты мой» с Владимиром Гостюхиным. Затем случился второй спектакль, третий… Сейчас вне театра я себя уже не представляю.Десятилетие шестое. Дубли любви
— С Лерой (Арлановой, женой, заслуженной артисткой Беларуси. — Прим. ред.) я познакомился задолго до того, как начал снимать «Поводыря». И она, и Петя Юрченков-младший работали у меня в театре, и я сразу понял, что они будут главными героями картины. Сценарий, правда, пришлось переписать. Он был... менее романтичный, что ли. А мне хотелось сделать его чуть-чуть сказочным. И непременно со счастливым концом. Остальные актеры все это время тоже были под рукой, играли в Театре-студии: Толя Кот, Джемал Тетруашвили, Вера Полякова, Анжела Кораблева…В Леру я сначала влюбился как режиссер. Вообще, состояние влюбленности в актрису — нормальное для режиссера. Но с окончанием съемок эта влюбленность обычно проходит. А здесь не прошла, осталась. Мне показалось, что она смотрит на жизнь так же, как я. И так же, как я, смотрит на дело, которым мы занимаемся. В этом я убедился тогда и до сих пор убеждаюсь. Так что не зря мы все это с ней совершили.
Десятилетие седьмое. Вся правда о войне
— Семь лет назад дочка Даша родила девочку, мою внучку Любаву, которая сейчас руководит мной как хочет. Это одно из главных событий не только десятилетия, но и всей моей жизни вообще. Я бы счастлив быть идеальным дедушкой, но посмотрите, как в очередной раз изменилась наша жизнь. Прошлый год утер нос даже девяностым. Все в масках, отдалились друг от друга, сидят, привязанные к одному месту. Какой-то фантастический фильм… Такая разительная перемена жизни. Поэтому в том числе из-за ковида вижу внучку гораздо реже, чем хотелось бы. Она ходит в первый класс и приносит оттуда мне разные новости. Рассказывает, например, про летчика, который, чтобы самолет не упал на город, пожертвовал собой и совершил подвиг. Ее интересует, знаю ли я эту историю. Еще рассказывает о том, что была война. И меня эти истории чрезвычайно трогают. Радуюсь за современную педагогику (по крайней мере, в школе Любавы), где семилетнему ребенку уже объясняют смысл того, что такое война.В 2009 году вышел «Снайпер» — моя первая военная лента. Я вообще никогда не думал, что буду снимать кино о войне. Казалось, я о другом: мне бы любовь, лирика, чувства. Но сложилось так, что я понял: снимать кино о войне можно и обязательно нужно. И сейчас у меня на эту тему уже пять картин.
Сегодня вечером поздравить режиссера можно в Театре-студии киноактера. В 19:00 артисты покажут на сцене недавнюю премьеру — детективный спектакль «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи в постановке Александра Ефремова.leonovich@sb.by