«Лысые» выходят на дорогу

Почему водители не спешат «переобуть» машину?
Почему водители не спешат «переобуть» машину?

Мастерская шиномонтажа, в которой я обслуживаю свою машину, находится практически в самом центре Минска. Поэтому поток клиентов здесь не иссякает до позднего вечера. С какими проблемами чаще всего обращаются автолюбители?

Импозантный мужчина на «Крайслере» дотошно интересовался, насколько надежно устранят боковой порез на правом заднем колесе, будет ли заплатка армированной и какой фирмы. Владелец БМВ, пока ему балансировали диск, выяснял степень износа своей резины и внимательно изучал указанную метку, определяющую минимальную высоту протектора. Девушка, приехавшая на смешном «игрушечном» «Форд Ка», с интересом наблюдала, как устанавливают резину на новенькие литые диски. Примерно за час работы шиномонтажа здесь обслужили около 10 человек. И ни один из них не приехал, чтобы поставить на автомобиль зимнюю резину! Мастер, с которым я завел разговор на эту тему, пожал плечами:

— Так у нас же народ считает, что «переобувать» машину нужно только тогда, когда морозы ударят и дороги заметет снегом. Тут уж летят на шиномонтаж, а там, естественно, очередь. Поэтому приходится записываться предварительно за несколько дней и либо временно ставить машину на прикол, либо рисковать и ездить на летних шинах. История повторяется из года в год...

Получается, в период так называемого межсезонья тысячи водителей разъезжают по дорогам страны на колесах, которые без преувеличения можно назвать минами замедленного действия. Ведь настоящая зима для автомобиля начинается не с первым снегом, как ошибочно полагает большинство водителей, а при снижении температуры окружающего воздуха до +7 градусов. Именно при такой температуре стандартная летняя резина становится подвержена отвердеванию, которое заметно уменьшает коэффициент сцепления с дорожным покрытием и грозит тем, что вас может занести на повороте или вы не сумеете вовремя затормозить. Для зимних же протекторов используются мягкие сорта резины, которые не теряют на морозе эластичности. Кроме того, особый рисунок протектора обеспечивает наибольшую силу тяги на снегу, а также снижает риск аквапланирования (то есть потери контакта шины с дорогой, при котором машина начинает скользить по воде и становится неуправляемой) во время дождя.

Риск ДТП зимой возрастает приблизительно в шесть раз по сравнению с летним периодом. И своим решением продолжить ездить на обычной летней резине вы будете подвергать опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Наверное, именно поэтому в Германии в случае аварии не по вине водителя он обязан возместить до 20 процентов суммы причиненного ущерба, если использовал зимой летние шины. А в Финляндии и Швеции обязанность менять резину с наступлением холодов закреплена в законодательстве.

Выбирая зимние шины, нужно знать, что они имеют особую маркировку: чаще всего это две латинские буквы «М+S». Если вы собираетесь постоянно передвигаться по плохо очищаемым проселочным дорогам (например, при поездках в загородный дом), стоит обратить внимание на шины с шипами противоскольжения. А вот в городе, где за состоянием проезжей части следят все–таки более тщательно и ездить приходится в основном по асфальту или снежно–солевой жиже, шипы абсолютно бесполезны и даже вредны. Недаром во многих европейских городах использование шипованной резины запрещено, поскольку она уродует дорожное покрытие. И в городских условиях «шиповка» держится значительно хуже, чем нешипованная, и только увеличивает тормозной путь.

Некоторые автолюбители, чтобы не «заморачиваться» проблемами смены резины, предпочитают ездить на так называемых всесезонках. Они, дескать, универсальны и одинаково пригодны как для зимних, так и для летних дорог. Но в наших климатических условиях специалисты считают это заблуждением. Всесезонные шины имеют право на жизнь только в том случае, если вы собираетесь передвигаться не быстрее газонокосилки или автопогрузчика.

Вообще, любые шины — достаточно сложный механизм. Зимние отличаются от летних не только рисунком протектора и химическим составом резины, но и конструкцией корда, брекера, боковин и множества других элементов. Поэтому и следить за колесами нужно соответственно. Но при этом не стоит особенно бояться за плохое воздействие на резину агрессивных соляно–песчаных смесей, которыми зимой посыпают дороги. Гораздо больше автомобильная «обувка» страдает от резких перепадов температур и отвратительных дорог — у нас шины служат в среднем в полтора–два раза меньше, чем на благополучных европейских автобанах. Однако многое зависит и от типа самих шин. Скажем, радиальные мягче и комфортнее диагональных, у них меньше сопротивление качению (это снижает расход бензина), они обеспечивают лучшую управляемость автомобилем и дольше служат. Но при этом радиальные шины хуже переносят удары и порезы, поэтому для экстремального преодоления каких–нибудь колдобин лучше использовать диагональные.

Немаловажный вопрос, который неизбежно встает в «переходный» период: стоит менять только резину или колесо вместе с диском. Это дело вкуса. Понятно, что «перекинуть» колеса «в сборе» гораздо удобнее и быстрее, чем демонтировать с дисков одну резину и потом монтировать другую. Плюс опять же новые шины неизбежно придется балансировать. Ну а если летняя резина да еще низкопрофильная стоит у вас на литых дисках, зимнюю лучше поставить на обычные штампованные диски. Ведь в снежной каше можно не заметить ледяной глыбы или вскочить в припорошенную яму — «литье» этого не переносит, а штампованные диски в крайнем случае можно будет «раскатать». Так что целесообразнее колеса с литыми дисками полностью заменить зимней резиной на «штамповке». Кстати, вся процедура в минских шиномонтажных мастерских обойдется в сумму от 30 до 40 тысяч рублей.

Иногда автовладельцы для экономии меняют не весь комплект резины и устанавливают «проходимые» зимние шины только на одну ось машины — ведущую. Что из этого может получиться? А то, например, что при экстренном торможении перед поворотом заднюю ось занесет, и автомобиль уйдет с заданной траектории. В плотном транспортном потоке это может привести к аварии. Так что лучше избегать половинчатых решений и на шинах все–таки не экономить.

Какой марке шин стоит отдать предпочтение? По соотношению цена — качество многие неплохо отзываются о российской продукции Matador производства предприятия «Омскшина». Ну а если вы более притязательный автомобильный эстет с соответствующими возможностями, простор для фантазии может быть неограниченным: Michelin, Pirelli, Vredestein...

И пусть колеса вашего авто всегда помогают с честью выбираться из самых головокружительных снежных заносов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter