Лён Беларуси

Как увеличить производство выгодной экспортной продукции

Как увеличить производство выгодной экспортной продукции

За строкой программы

В проекте Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы экономически целесообразным определено производство льноволокна в объеме 60 тысяч тонн в год, для чего необходимо сохранить посевную площадь долгунца в пределах 75 тысяч гектаров. В прошлом году в республике под льном было занято чуть более 79 тысяч гектаров, произведено около 50 тысяч тонн льноволокна. Это лучший показатель за последние десять лет.
Интерес к производству льна в Беларуси далеко не случаен: наша республика традиционно славилась льноводством, имела от этого немалую выгоду. В последнее время правительство страны, лично Президент вопросам развития стратегической отрасли уделяют самое серьезное внимание. Последовательно реализуется республиканская программа “Лен”.
Что касается чисто производства этой сельхозкультуры, то речь идет не столько о расширении посевных площадей льна, как о развитии интенсивных технологий, повышении урожайности. С этой целью еще в 2001 году в Оршанском районе (село Устье) был открыт Институт льна Национальной академии наук Беларуси. Ученые института сейчас плодотворно работают над выведением новых высокоурожайных сортов льна, которые способны давать до 15 и более центнеров льноволокна с каждого гектара. Причем не короткостебельного, а долгунца, как его нарекли в народе. Иными словами, качественного, с выходом тресты в основном № 1. Только тогда можно говорить о рентабельности льна в 20—30, а то и в 50—60 процентов. В лучших льносеющих хозяйствах берут и такую высоту, хотя процесс возделывания льна очень трудоемкий и длительный.
По словам одного из ведущих сотрудников Института льна Владислава Прудникова, надо ориентироваться и на производство масличного льна. Он может давать до 30 центнеров ценных семян с гектара. Льняное масло широко используется в самых различных отраслях народного хозяйства. Надо заметить, что многие страны стали заметно увеличивать посевные площади масличного льна — растет спрос на мировом рынке.
Лен для Беларуси — культура стратегическая. Экспорт льнопродукции должен приносить государству гораздо большие валютные поступления, чем они есть. Потребность европейского рынка в льноволокне оценивается в 120 тысяч тонн в год и постоянно увеличивается. Беларусь может поставлять порядка 20 тысяч тонн.
И, конечно же, свои льняные, натуральные ткани, одежда — это всегда красиво, в белорусском стиле, полезно для здоровья людей. Не случайно изделия из льняных тканей так высоко ценятся во всем мире.

В одном кулаке

Сырьевой зоной по возделыванию льна определены в основном районы Витебской, Гродненской, Минской областей, а также других регионов, где более подходящие почвенные и климатические условия. Это очень прагматичный подход, который позволил сформировать в льносеющих районах специализированные мехотряды. В прошлом году, например, они возделывали около 31 тысячи гектаров — немногим меньше половины всех посевных площадей. Эти мехотряды сформированы при льнозаводах, которые есть в большинстве райцентров льносеющих регионов. Постановлением правительства от 29 сентября 2003 года “О дополнительных мерах по развитию льноводства в республике на 2004—2006 годы” предусмотрено выделение средств из бюджета на приобретение техники. Льнозаводы только в 2004 году выделили льносеющим хозяйствам порядка 7,1 миллиарда рублей, плюс 4,3 миллиарда перечислил Оршанский льнокомбинат. Эти меры позволили в целом собрать неплохой урожай льноволокна, выполнить государственный заказ.
Однако, считают специалисты, удалось сделать далеко не все. Особенно в обеспечении минеральными удобрениями. На Витебщине, к примеру, где самое большое льняное поле (28 тысяч гектаров), вместо 225 кг действующего вещества на один гектар было внесено только 172. Далеко не везде применяются интенсивные технологии. Отсюда и результат — недобор как минимум 3—5 центнеров льноволокна с каждого гектара.
Этот разговор к тому, что производством льна надо заниматься специализированным хозяйствам, где уже есть опыт работы, необходимая техника, специалисты. Как известно, все 53 льнозавода республики, переданные в подчинение объединению “Белагросервис”, сами занимаются выращиванием льна, имеют по 200—300 гектаров посевов. Они теперь выступают в роли головных предприятий в регионах, помогают хозяйствам своей зоны в посеве и уборке льна, располагают необходимой техникой.
Поставлена задача по дальнейшей концентрации, специализации льноводческих хозяйств, чтобы более эффективно отрабатывать новую технологию. В среднем на каждое сельхозпредприятие уже в 2006 году должно быть 110—120 гектаров льна, причем разноспелых сортов, чтобы гарантировать полноценный урожай. Повсеместно увеличивать посевные площади нельзя: нарушится схема севооборота.

Своя техника должна быть лучше и дешевле

Такую задачу поставил глава государства перед отечественным сельхозмашиностроением, изучив проблему развития льноводческой отрасли, в частности, в Оршанском и Кореличском районах. Там, а также на полях Дубровенского района в основном и проходила испытания техника, созданная на “Гомсельмаше”. Как известно, парк льноуборочной техники состоит в основном из старых, но пока ничем незаменимых российских машин ЛК-4А. Гомельчане разработали свою машину “Полесье-1650”. За ее испытаниями автор этих строк наблюдал в конце августа прошлого года на полях СПК “Мирский” Кореличского района. Пока, к сожалению, этот комбайн не оправдывает надежд, сыроват, требует доработки. Конструкторы с этим согласны, обещают в самое ближайшее время устранить замечания. Но “Полесье-1650” — это, если можно так выразиться, аналог бельгийского льноуборочного комбайна, созданного более чем полтора десятка лет назад. Насколько уйдут вперед гомсельмашевцы — пока сказать трудно. Стараются.
Другой немаловажный вопрос — это цена. Если она будет высокой, то сельчане отдадут предпочтение комбайнам зарубежного производства. Тот же российский ЛК-4А стоит порядка 20 тысяч у.е. Бельгийские и немецкие подороже, но зато надежнее. Поэтому свой, отечественный комбайн, серийное производство которого должно начаться в течение ближайшего года, должен быть тоже надежным и недорогим по цене — не более 55—60 тысяч долларов. Иначе возрастут и без того высокие затраты на производство льнопродукции. И “белорусский шелк” станет “золотым” по цене. Как тогда удержаться на рынке?
Уместно напомнить, что в старое время почти каждая четвертая тонна льноволокна, продаваемая в мире, была из Беларуси.

Опять в долгах

На одном из последних рабочих совещаний в Минсельхозпроде особую тревогу вызвала ситуация в льноперерабатывающей отрасли. Как снежный ком нарастает долг Оршанского льнокомбината льнозаводам республики за поставленную ими продукцию. Сумма достигла 3,4 млрд. рублей. В свою очередь оршанцы не могут найти рынки сбыта своей продукции. Получается замкнутый круг... Дошло до того, что 15 льнозаводов из-за долгов за электроэнергию пришлось на время отключить от энергосистемы.
Нестабильное финансовое положение льноперерабатывающих предприятий грозит тем, что в начале весенней посевной могут возникнуть проблемы с кредитованием льносеющих хозяйств, приобретением новой техники. Все, что заработали в минувшем году, ушло на погашение прежних долгов... Не хватает оборотных средств. Туго будет и с новыми кредитами, если вовремя не рассчитаться по прежним.
Одно вселяет надежду: согласно республиканской программе “Лен”, поручениям Президента страны, начинается техническое переоснащение первых 20 льноперерабатывающих предприятий. Будет качественное сырье и переработка — белорусский льняной батист оторвут с руками и в Англии, и в Японии. Только предложи.

Есть достойные примеры

Общую картину хотелось бы дополнить несколькими штрихами из регионов. Возьмем ОАО “Борисовленэкспорт” — одну из трех экспортных льнобаз Беларуси. За прошлый год это небольшое предприятие (всего три десятка работающих) отправило за рубеж почти 3 тысячи тонн льноволокна, заработало на экспорте 1,15 миллиона долларов. Германия, Испания, Италия... — всего около десяти стран импортируют борисовское льноволокно. Льнобаза модернизируется, устанавливается современное оборудование, что позволяет снизить процент содержания кастры в льноволокне, поступающем с различных льнозаводов, с 20 процентов до 10—8. Такая продукция соответствует мировым стандартам. Конечно, на развитие таких прогрессивных предприятий надо в первую очередь находить инвестиции.
Другой пример — Витебщина, бесспорный лидер в производстве льна. На долю северного региона приходится 35 процентов посевных площадей — более 27 тысяч гектаров. В области работает 20 льнозаводов. По словам заместителя директора ОАО “Витебский облагросервис”,  начальника управления по производству льна Владимира Климовича, главный на сегодняшний день вопрос — это прежде всего техническое переоснащение льнозаводов, а также новые машины для возделывания льна. Современное оборудование позволяет льнопереработчикам увеличить удельный вес длинного льноволокна. Сейчас его выход составляет всего 25 процентов. На лучших предприятиях республики этот показатель достигает 46 процентов. А в той же Бельгии, откуда в основном поступает оборудование, — все 80 процентов.
Мощности заводов области позволяют произвести 20 тысяч тонн льноволокна в год. Кроме основной функции, льнозаводы активно занимаются и выращиванием льна, за ними — более трети всех площадей. Лен возделывают комплексные мехотряды. Они добиваются гораздо лучших результатов. Поэтому на 2006 год поставлена задача, чтобы льнозаводы работали на половине всех площадей.
На лучших предприятиях отрасли — Мосарском и Дубровенском льнозаводах вплотную приблизились к наивысшему показателю — 9—10 центнерам льноволокна с гектара. На подходе новые семена высоких репродукций, выведенные специалистами БелНИИ льна, — Вита, Василек, Прамень и Пралеска. Значит, будет расти урожай льна-долгунца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter