Лунною дорожкой

Развернувшаяся полмесяца назад полемика о причинах неудачного запуска и еще более неудачного падения российской космической станции «Фобос–Грунт» заставила если не улыбнуться, то, по крайней мере, оживить в памяти давно забытые сюжеты...

Развернувшаяся полмесяца назад полемика о причинах неудачного запуска и еще более неудачного падения российской космической станции «Фобос–Грунт» заставила если не улыбнуться, то, по крайней мере, оживить в памяти давно забытые сюжеты.


В самом деле, если бывший глава Росавиакосмоса Юрий Коптев говорит о воздействии на станцию американского радара, если эту версию на полном серьезе подтверждает вице–премьер РФ Дмитрий Рогозин, если сам радар находится на расположенных неведомо где Маршалловых островах да еще и на полигоне, носящем имя Рональда Рейгана, то не только в Тихом океане способны воскреснуть все химеры прошлого. Предлагаю достать некоторые из них из февральских архивов «СБ».


«Пресс–конференцию открыл заведующий отделом печати МИД СССР Л.Ф.Ильичев. «Как известно, — заявил он, — Советское правительство 4 февраля направило правительствам США и Турции и 5 февраля правительству Германской Федеральной Республики ноты по вопросу о запуске американскими военными органами воздушных шаров в пределы воздушного пространства СССР... Как сообщает американская печать, командование военно–воздушных сил США признало, что в течение последнего месяца было запущено 500 воздушных шаров с приданной им специальной аппаратурой. Перед вами находится один воздушный шар в таком виде, который показывает положение аппарата в полете, а также многие другие аэростаты. Вы имеете возможность осмотреть их. Сразу видно, что шары не имеют аппаратуры, при помощи которой можно было бы вести наблюдения метеорологических элементов, т.е. атмосферного давления, температуры и влажности воздуха. Зато есть аппаратура, при помощи которой можно вести аэрофотографическую разведку» («О запуске американскими военными органами воздушных шаров в пределы воздушного пространства СССР», 11.02.1956).


«С мыса Кеннеди... около полуночи с помощью ракеты–носителя «Сатурн–V» был произведен запуск космического корабля «Аполлон–14» с тремя космонавтами на борту — А.Шепардом (командир корабля), С.Русой и Э.Митчеллом. После выхода на околоземную орбиту космический корабль, завершив около полутора витков вокруг Земли, повторным включением двигателя третьей ступени ракеты–носителя был выведен на траекторию полета к Луне. Через три часа после запуска было начато перестроение отсеков корабля, 5 попыток стыковки лунной кабины с основным блоком оказались неудачными из–за неисправности захватов на стыковом штыре. Лишь с шестой попытки (на 2 часа позднее расчетного времени) удалось осуществить стыковку. После этого основной блок вместе с лунной кабиной отделился от третьей ступени ракеты. Космонавты предполагают отремонтировать захваты на штыре. В противном случае, как заявил представитель НАСА, от высадки на Луне придется отказаться и выполнить одну из запасных программ полета, например, вывод основного блока на селеноцентрическую орбиту» («Полет «Аполлона–14», 2.02.1971).


«Во время сеансов с «Луной–9» 4 и 5 февраля проводилась передача изображений лунного ландшафта, видимого со станции. Повторные изображения, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом, дают богатый материал для изучения структуры лунной поверхности и представляют исключительную научную ценность. На снимках видны два смежных участка лунной панорамы в юго–восточной стороне от станции «Луна–9». Эти изображения были приняты утром 4 февраля. Местонахождение станции — восточная окраина Океана Бурь, вблизи лунного экватора» («В объективе — Луна», 8.02.1966).


«Лунная кабина с космонавтами А.Шепардом и Э.Митчеллом сегодня в 12 часов 18 минут по московскому времени совершила посадку на Луне в расчетном районе близ кратера Фра Мауро. После почти пятичасового отдыха, проверки состояния бортовых систем и осмотра окружающей местности через иллюминаторы космонавты приготовились к выходу из лунной кабины. Однако прежде чем ступить на лунную поверхность, А.Шепарду пришлось задержаться в кабине, так как в ранцевой системе связи космонавта обнаружились неполадки. Около часа ушло на устранение неполадок» («Выход космонавтов на Луну», 7.02.1971).


«6 февраля экипаж, управляющий автоматическим аппаратом «Луноход–1», вновь занял свои рабочие места у пультов управления. За время сеанса луноходом пройдено 323 метра в северном направлении. Путь лунохода проходил по поверхности морского типа с кратерами диаметрами от 30 до 40 метров. Некоторые из кратеров аппарат форсировал, преодолевая склоны с крутизной до 15 градусов, другие — обходил. Во второй половине сеанса движения луноход вошел в зону выбросов из крупного кратера... Сеанс закончился съемкой Солнца и посадочной ступени станции «Луна–17», находящейся на расстоянии 260 метров от самоходного аппарата» («Луноход–1» приступил к выполнению программы четвертого лунного дня», 8.02.1971).


«Вскоре Белый дом объявит о создании «независимой группы» для изучения перспектив космической программы США в свете катастрофы «Чэлленджера». Она «сконцентрирует внимание на будущем космической программы», чтобы «укрепить уверенность в ней исполнительных властей, конгресса и общественности»... Все больше американцев выражают тревогу, что катастрофа с «Чэлленджером» подтвердила мнение о том, что развертывание космических видов оружия чревато смертельной опасностью для человечества, поскольку в компьютерах может произойти сбой, что может привести к глобальной катастрофе» («Вокруг взрыва «Чэлленджера»», 2.02.1986).


«В соответствии с программой исследования космического пространства 20 февраля 1986 года в Советском Союзе произведен запуск орбитальной научной станции «Мир»... На начальном этапе полета... планируются испытания элементов ее конструкции, бортовых систем и аппаратуры в автоматическом, а затем в пилотируемых режимах. Одновременно будет отрабатываться управление полетом станции с использованием спутников–ретрансляторов» («На околоземной орбите — научная станция «Мир», 21.02.1986).


Станцию «Мир» следовало бы назвать самой знаменитой орбитальной станцией. Свой окончательный вид (с шестью пристыкованными модулями) она приобрела через 10 лет после вывода на орбиту. На «Мире» побывало более ста космонавтов (а после 1995 года и астронавтов), однако самым известным среди них почему–то принято называть карикатурного Льва Андропова из эпической голливудской ленты «Армагеддон». В ней американцы и русский вместе спасали планету от падения гигантского астероида, и в этом виделся особый смысл. Орбитальную станцию «Мир», проработавшую в три раза больше, чем планировалось, совместно элегантно затопили вблизи островов Фиджи в 2001 году. К тому моменту уже были выведены на орбиту несколько модулей Международной космической станции, на ней уже побывал первый экипаж... Уверенность в светлом будущем МКС окрепла, когда американцы прекратили использование шаттлов и соответственно остались без пилотируемых кораблей. Сегодня МКС — это совместный проект 15 государств, и есть надежда, что космос в кои–то веки является мирным.


Ну а «Фобос–Грунт»? Неудача с его посылкой на Марс смахивает на недоразумение. Проведенные в НПО им. Лавочкина испытания оборудования показали, что наиболее вероятной версией неудачи является программная ошибка и последовавшие за ней действия наземных служб, приведшие к полной разрядке аккумуляторных батарей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter