Лучших назовут через год

Прошлогодний профессиональный праздник учителей запомнился еще и тем, что в канун первого воскресенья октября страна выбирала лучшего педагога Беларуси. Вся страна – не преувеличение: ведь за каждого из участников финала конкурса «Учитель года» болел регион, район, коллеги, ученики, родители наконец. Да и средства массовой информации на освещение события места и времени, как говорится, не жалели. Победителем прошлогоднего конкурса, напомним, стал учитель информатики из могилевского лицея № 3 Игорь Якименко, который из рук главы государства принимал не только символический приз – «Хрустального журавля», но и ключи от вполне реальной новенькой машины.
Прошлогодний профессиональный праздник учителей запомнился еще и тем, что в канун первого воскресенья октября страна выбирала лучшего педагога Беларуси. Вся страна – не преувеличение: ведь за каждого из участников финала конкурса «Учитель года» болел регион, район, коллеги, ученики, родители наконец. Да и средства массовой информации на освещение события места и времени, как говорится, не жалели. Победителем прошлогоднего конкурса, напомним, стал учитель информатики из могилевского лицея № 3 Игорь Якименко, который из рук главы государства принимал не только символический приз – «Хрустального журавля», но и ключи от вполне реальной новенькой машины. В общем, конкурс настолько органично вписался в «расписание» праздника, что и к нынешнему Дню учителя многие ждали его. Однако ожидание придется отложить как минимум на год: согласно новой Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» определять лучшего наставника мы будем не реже одного раза в три года. Чем вызвана такая временная «фора»? Наверное, не столько материальными затратами, сколько длительным процессом выявления лучшего учителя. Согласно новой инструкции, вначале это надо будет сделать в отдельно взятом учебном заведении (в конкурсе могут участвовать представители дошкольных, общих средних и специальных учреждений образования), затем – на уровне района, потом – области (и города Минска). Четвертый, республиканский, этап соберет конкурсантов в Минске, самые лучшие из них выйдут в суперфинал, где, собственно, и определится «Учитель года». То есть начинаться «в низах» конкурс будет где-то в ноябре, завершаться в Минске – в сентябре. Если сделать мероприятие ежегодным, солидным (а новая инструкция как раз на это и нацелена), то, конечно, школам и управлениям придется в какой-то степени пожертвовать учебно-воспитательным процессом, что, наверное, не очень правильно. Документ четко прописал ответственных за организацию конкурса: на самом первом этапе этим занимается администрация учебного заведения, на втором и третьем – управления образования рай- и облисполкомов, на заключительном – Министерство образования. В оргкомитет могут входить уже не только управленцы от образования, но и представители общественности, СМИ, деятели науки и культуры. А вот жюри на всех этапах формируется из специалистов всех отраслей образования, причем по квалификации не ниже участников конкурса. Определяет новая инструкция и перечень испытаний для финалистов и участников суперфинала. Финалисты должны будут выдержать педагогическое и психологическое тестирование, представить свои ноу-хау, а также провести два открытых урока. В программе суперфинала – мини-занятие, защита образовательного проекта, конкурс-сюрприз и педагогический брейн-ринг. Наконец, если не о самом главном, то о самом приятном – награждении. Учителю года вручается «Хрустальный журавль» и диплом победителя конкурса, а также денежный приз в размере 40 базовых величин. Лауреатам I, II и III степени – символические «Хрустальные журавлики», соответствующие дипломы и премии в размере 20, 15 и 10 базовых величин. Ну а всем желающим разрешено устанавливать специальные премии и призы для понравившихся участников конкурса. (В прошлом году, надо отметить, спонсоры буквально завалили конкурсантов подарками – от компьютеров до бытовой техники.) Такова в общих чертах новая инструкция о проведении конкурса «Учитель года Республики Беларусь», утвержденная недавно постановлением Министерства образования Республики Беларусь. Но стоит, наверное, напомнить, что идея его проведения возникла еще в Советском Союзе в перестроечные времена. У истоков профессионального педагогического соревнования стояли союзная «Учительская газета» и педагогическая общественность: конкурс был призван не только поднимать престиж профессии учителя, но и выявлять таланты неординарные, самобытные, которые не всегда нравились чиновникам от образования. Кстати, российский «Учитель года» и сегодня проводится на этих же принципах, хотя и не без накладок (ну, в частности, на его «педагогической» почве рассорились ОНТ и «Учительская газета», да и спонсоров приходится искать каждый год новых). Однако это все не мешает оставаться конкурсу весьма популярным среди учителей буквально всех регионов России. Популярности способствует и одно из положений конкурса, которое, мне кажется, могли бы позаимствовать и белорусы: каждый следующий финал «Учителя года» проводится в том регионе, чей представитель победил в предыдущем. В нынешнем сентябре, например, лучших учителей России принимал самый западный город РФ – Калининград: ведь именно сюда в 2004 году увез «Хрустального пеликана» (главный символ российского конкурса) 25-летний преподаватель русского языка и литературы Евгений Славгородский. А вот в этом году «Учителем года России» стал преподаватель физики из Челябинской области – так что следующий финал у россиян пройдет на Урале.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter