Лучше своевременный сервис, чем дорогой ремонт

УСПЕХИ земледельцев во многом зависят от своевременного и качественного ее обслуживания. Поэтому необоснованные простои техники во время полевых работ равнозначны чрезвычайным происшествиям. Как их избежать? Чем чревато несвоевременное обслуживание машин и оборудования? Как организована работа? Корреспондент «БН» попросил рассказать об этом начальника управления технического сервиса машинно-тракторного парка и животноводческого оборудования «Белагросервиса» Николая ПИЩИКА.

В прошлом году почти у 90 процентов техники неисправности устранялись менее чем за сутки.

УСПЕХИ земледельцев во многом зависят от своевременного и качественного ее обслуживания. Поэтому необоснованные простои техники во время полевых работ равнозначны чрезвычайным происшествиям. Как их избежать? Чем чревато несвоевременное обслуживание машин и оборудования? Как организована работа? Корреспондент «БН» попросил рассказать об этом начальника управления технического сервиса машинно-тракторного парка и животноводческого оборудования «Белагросервиса» Николая ПИЩИКА.

— В последние годы сельхозпредприятия страны интенсивно оснащаются сложной энергонасыщенной техникой, — говорит Николай Леонидович, — которая требует соответствующего уровня сервисного обслуживания. Поэтому каждый завод-изготовитель для обслуживания машин и оборудования в гарантийный период имеет свои технические центры. Так, у Минского тракторного завода их 26, «Гомсельмаша» — 18, «Амкодора» — 5, «Бобруйскагромаша» — 9. Все они укомплектованы необходимым технологическим и диагностическим оборудованием, что позволяет оперативно устранять неисправности.

— Что скрывается за этими общими словами? Насколько сервисные центры укладываются в установленные сроки?

— Во время проведения массовых полевых работ устранение отказов должно проводиться не более чем за 5 суток. Но Минсельхозпрод постоянно ставит более жесткую задачу — в течение одних суток. Однако существующая система построения технического сервиса далека от совершенства и не всегда позволяет укладываться в установленные сроки.

Как показал анализ устранения отказов гарантийной техники за 2010 год, зачастую ее простои в период массовых полевых работ превышали требуемые нормативы. Так, по техническим причинам ежедневно не участвовало в полевых работах до 60 гарантийных энергонасыщенных тракторов. Отказы только в 65 процентах случаев устранялись в течение одного дня, а более чем в 500 случаях (3,5 процента) — свыше 5 дней.

В этом плане несколько лучше ситуация с техникой «Гомсельмаша», но и здесь только 85 процентов отказов устранено в течение дня. Во время уборки зерновых по техническим причинам простаивало до 200 зерноуборочных комбайнов.

— За счет чего, на ваш взгляд, можно сократить время обслуживания техники, конечно, не в ущерб качеству?

— Остаются еще большие зоны обслуживания, а следовательно, и расстояния от технических центров до хозяйств. В результате теряется оперативность в работе выездных бригад. Время в пути зачастую превышает срок устранения отказа.

Необходимо расширять сеть технических центров. Такая задача поставлена Президентом страны: до 2015 года довести их количество не менее одного на три административных района. Нуждаются они и в лучшей оснащенности. За 2010 год для приобретения диагностического и технологического оборудования предприятия агросервиса освоили более 10 миллиардов рублей. С этой целью выделяется еще 20 миллиардов рублей льготных кредитов. Так что ситуация с техническим обслуживанием сельхозтехники будет улучшена.

— Каждое предприятие, как вы говорили, теперь имеет свой сервисный центр, хотя раньше этой работой занимались подразделения «Сельхозтехники». И неплохо с ней справлялись. Почему теперь не практикуется такая широкая специализация?

— В свое время обслуживанием машин и оборудования действительно занимались районные предприятия «Сельхозтехники». Вся техника, которая поступала в хозяйства, сразу же бралась на учет и сопровождалась вплоть до списания. Заводы-изготовители имели дело только с одним предприятием технического сервиса и всегда могли рассчитывать на его оперативную и квалифицированную помощь.

Сегодня же каждый из них развивает свою сервисную сеть самостоятельно, не согласовывая свои действия с другими заводами-коллегами. Это приводит к нерациональному использованию специалистов и транспорта техцентров: специалисты одного производителя выезжают для устранения неисправностей туда, где расположены технические центры других производителей. Да и техника разных производителей неодинаково используется в течение года. Кроме того, заводы-производители практически не участвуют в послегарантийном ремонте. Эти функции на республиканском уровне возложены на РО «Белагросервис», в областях — на облагросервисы, а в районах — на райагросервисы.

На мой взгляд, создание не ведомственных технических центров, а региональных, которые будут заниматься сопровождением всех машин и оборудования регионов, позволит сократить затраты по оснащению сервисных центров, улучшит оперативность устранения отказов, обеспечит загруженность техцентров практически в течение всего календарного года.

— Во время обслуживания техники нетрудно определить, почему она вышла из строя, какая доля вины в этом производителей и тех, кто занимается ее эксплуатацией?

— Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Хотя не надо кривить душой — есть проблемы и с качеством. Но и отношение к технике механизаторов должно быть лучше. Ведь не секрет, что во многих хозяйствах нет пунктов технического обслуживания, графиков проведения таких работ. Если, например, трактор МТЗ-82 может еще обслужить механизатор со средним уровнем подготовки, то современные сеялки, зерноуборочные комбайны или тракторы последних модификаций ему уже не под силу. Так что без сервисных центров не обойтись.

Их сеть необходимо расширять. Сегодня 26 таких центров МТЗ на 118 районов маловато.

Мы тоже создали свой технический центр. Работаем с девятью заводами республики — «Бобруйскагромашем», Щучинским ремзаводом, Брестским механическим заводом и другими. Взяли на обслуживание технику и полностью ее сопровождаем. По брестским и лидским посевным агрегатам, например, за нами закреплено 11 районов Минщины, по технике «Бобруйскагромаша» — весь столичный регион, по Щучинскому ремзаводу — 4 области. Имеются 4 специализированные автомашины, 8 специалистов, на обслуживании которых находится около 650 единиц. Наша главная задача — обеспечить максимальную отдачу машин и оборудования.

Беседовал Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter