Лучше меньше да лучше

Михаил Волков: Учителя загружены несвойственными функциями

Можно написать план урока на 10 страниц и не достичь цели

Отвечая на вопросы представителей белорусских и зарубежных СМИ, глава нашего государства затронул ряд вопросов, касающихся системы образования, а в частности труда учителя. «Р» поинтересовалась видением вопроса у заместителя председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Михаила ВОЛКОВА:

— Думаю, каждый небезразличный гражданин нашей страны с интересом смотрел пресс-конференцию Президента для белорусских и зарубежных СМИ, осмыслил ее и почерпнул что-то для себя. Но, учитывая тот факт, что, как и читая одну и ту же книгу, каждый понимает ее по-своему, я выскажу свое осмысление выступления главы государства по вопросам образования и науки. В частности, это касается обсуждения повышения статуса учителя. Но я вижу этот вопрос шире — воспитателя, педагога, ученого.

У каждого из нас в жизни был учитель, который оставил свой определенный след. И сегодня есть учителя с большой буквы, встреча с которыми освещает жизнь школьников. Есть педагоги, которых просто забывают. К сожалению таких, а в последнее время зачастую на педагогические специальности в вузы зачисляют по остаточному принципу, становится все больше. И учитель, увы, уже не тот, что был еще лет 30 назад. Вот поэтому статус педагога, чтобы привлечь в школу молодые и талантливые кадры, нужно менять.

Но перемены не означают лишь лозунги, без ощутимой материальной поддержки они невозможны. Когда, скажем, учитель иностранного языка не может выехать за рубеж для того, чтобы повысить разговорную практику, а ученик может, мы получаем конфликт между уровнем знаний первого и последнего. Так быть не должно. В целом, необходима комплексная программа, направленная на повышение статуса учителя. Но речь ни в коем случае не идет о реформировании всей системы образования: она четкая, системная, продуманная. Во всех отраслях деятельности, и об этом неоднократно говорил глава государства, все решает человеческий фактор. Поэтому если мы решим проблему статуса учителя, мы решим многие проблемы в образовании.

Действительно, многие учебные заведения вынуждают учителя заниматься бумаготворчеством. Но это, скорее, инициатива на местах, так сказать, перестраховка. К сожалению, проверяющие органы часто оценивают не качество работы учителя, а качество заполненных бумаг. Как учитель с 34-летним стажем, абсолютно согласен с Президентом, что план урока на полстраницы — этого вполне достаточно. Если учитель — мастер, то цель урока и качество достижения этой цели видны невооруженным глазом. Урок будет стройным, системным и даст результат. А можно написать план на 10 страниц и не достичь цели.

Да, учитель сегодня — это и воспитатель, и проводник государственных идей в массы. Но я убежден, что сегодня он слишком загружен дополнительными несвойственными ему функциями. Это сказывается и на качестве учебного процесса, и зачастую накладывает отпечаток на его семейную жизнь. Иногда учитель вынужден делать работу других служб, например, социальных. Поэтому я считаю, что выполнение четкого функционала педагога — тоже одна из составляющих повышения его статуса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter