Настоящий космонавт должен хотя бы раз поработать за бортом станции

Лучше космоса может быть только космос

Острая послеполетная реабилитация моего супруга завершена. Необходимые медицинские и медико-биологические эксперименты, начатые еще на Земле перед стартом, а затем продолженные в полете, доделаны. Все эти дни мы очень мало видели Олега дома — он пропадал на работе (иногда и по выходным), а в свободное время много общался с журналистами.

 Восстановление после третьего полета проходит легче и быстрее, чем после первых двух. Это, кстати, отмечают все космонавты. Завтра муж улетает на санаторно-курортную реабилитацию, и мы с дочками вместе с ним. Космический полет Олега завершен, как и мой проект в «Сельской газете».


Более девяти месяцев рассказывала вам, дорогие читатели, о том, как живут и работают на Земле и в космосе космонавты. Конечно, делала это в основном на примере моего мужа и его экипажа. Постаралась познакомить вас и с тем, что обычно остается за кадром. Неделя за неделей показывала будни нашей космической семьи, как и чем живем, пока наш папа и муж работает на высоте более 400 километров над Землей.

Теперь вы знаете, что можно отправить в посылке на орбиту и зачем космонавты перед полетом тренируются в гидролаборатории; какие традиции существуют у «покорителей Вселенной» и чем питаются космонавты на МКС; какие научные эксперименты проводят на станции и что из себя представляет выходной скафандр; как слово «космонавт» звучит на разных языках и как выглядит сурдокамера; зачем в космосе занимаются по два с половиной часа спортом каждый день и как стать космонавтом.

Вы также знаете, почему космонавты на орбите живут по расписанию и зачем перед полетом им отливают индивидуальные ложементы; как на станции отмечают праздники и по чему ребята больше всего скучают в космосе; отчего с МКС не всегда можно позвонить домой и сколько раз за сутки экипаж встречает рассвет и закат. Вы вместе со мной наблюдали пролеты Международной космической станции и волновались, когда Олег выходил в открытый космос, поздравляли его с днем рождения и следили за приземлением.

Одновременно завершаю и третью часть своего «Дневника жены космонавта», который в течение всего полета Олега вела на официальном сайте Роскосмоса. Когда девять лет назад муж отправился в первую космическую командировку, а я начинала вести «Дневник…», то даже представить не могла (хотя в душе робко надеялась), что в дальнейшем последуют еще два полета и, соответственно, еще две его части.

Не скрою, немного грустно… Будет не хватать моего «Дневника…» и колонок. За это время я снова, как и первые два раза, привыкла делиться мыслями и переживаниями. Но радость от того, что третий космический полет супруга штатно завершен и поставленные задачи выполнены им на отлично, пересиливает все остальное! Невероятно горжусь мужем! Он для меня Герой, как и остальные космонавты.

Задача на ближайшие полгода для супруга — полностью восстановиться, чтобы уже следующей весной главная медицинская комиссия признала его годным к дальнейшим полетам. Космонавт ведь не может долго находиться на Земле…

Если Олега назначат в очередной экипаж, то для нас все начнется сначала: тренировки, зачеты, экзамены, командировки, выживания, медкомиссии, старт, стыковка, полет, посадка, реабилитация и… ожидание нового старта.

Космический полет — невероятно трудная и опасная работа, ей предшествуют годы сложнейшей подготовки и изнурительных тренировок. Иногда спрашиваю у ребят, что заставляет их проходить этот путь снова и снова. И знаете, ответы в чем-то похожи. Если суммировать, то получится примерно следующее. После полугодовой разлуки с семьей и друзьями, после долгого нахождения в замкнутом пространстве, после сложной тяжелой работы хочется отдохнуть, восстановить силы, прийти в себя. И многие говорят, что не готовы именно сейчас снова лететь в космос — они просто реально оценивают свои силы. Но проходит несколько месяцев. Космонавт, немного окрепнув, однажды, смотря на звезды, осознает, что снова хочет лететь. Просто они — профессионалы, пришли в пилотируемую космонавтику осознанно. Это хоть и трудная, подчас на грани человеческих сил и возможностей, но настоящая мужская работа. И без нее они просто не могут жить!

Искренне желаю любимому мужу и всем космонавтам новых стартов и плодотворной, захватывающей, а самое главное, штатной работы на орбите, интересных научных экспериментов и обязательно выходов в открытый космос. Как сказал Олег, настоящий космонавт должен хотя бы раз поработать за бортом станции. Внекорабельная деятельность (ВКД) — настоящая мужская работа.

Прощаясь с вами, дорогие читатели, очень надеюсь, что своими колонками сделала для вас мир пилотируемой космонавтики чуточку ближе и понятнее. И верю: в дальнейшем вы нет-нет да и подойдете вечером к окну, чтобы увидеть в небе пролетающую над вами яркую «фасолинку». И помашете рукой, передавая привет очередному экипажу, несущему космическую вахту в 400 километрах над Землей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter