В минских яслях-саду № 239 большинству педагогов нет и 30 лет

«Лучики» Ольги Казак

Если составить рейтинг самых сложных и ответственных профессий, в лидерах наверняка окажется воспитатель детского сада. Вот только ситуация с кадрами непростая, да и зарплаты по-прежнему оставляют желать лучшего. На этом сделал акцент и Президент во время ежегодного Послания белорусскому народу и Парламенту, подчеркнув, что воспитатели растят для всех нас самое дорогое — детей: «Стоит задача сейчас подтянуть их в заработной плате. Ведь воспитатель детского сада дополнительно нигде не заработает…» Что же предпринимается? И как увлечь молодежь работой в дошкольных учреждениях? За ответами корреспонденты «СБ» отправились в минские ясли-сад № 239, где большинству педагогов нет еще и тридцати.


Известные артисты часто признаются: пришли на первый кастинг за компанию с другом и вдруг оказались в нужное время и в нужном месте. История молодой воспитательницы Ольги Казак схожая: в ясли‑сад № 239 сначала устроилась работать ее подруга и просто увлекла своими рассказами о жизни молодого коллектива. Через год Ольга Витольдовна, педагог‑психолог по образованию, появилась на пороге заведующей с предложением: «Хочу взять малышей, ясельную группу, и вести до самого выпуска». Смело, ведь обычно вчерашние студенты боятся такой ответственности, обращает наше внимание заведующая яслями‑садом Татьяна Кузьмич. Поэтому сомнений не было: человек мотивирован на работу. 

 — Меня нацеливали, да и сама я понимала, что переподготовка поможет в работе и даст возможность повысить квалификацию. Действительно, знаний по методикам не хватало. В итоге получила еще и дошкольное образование, — рассказывает о своем профессиональном росте Ольга, которая не сомневается: психология и педагогика идут рядом. — В Академии последипломного образования отучилась 2 года на заочном, побывала на лекциях педагогов, ученых — авторов учебных пособий, по которым я веду занятия с детьми. Бесценный и незабываемый опыт. 


Рабочий день у молодого воспитателя начинается в 7 утра. По словам Ольги, в это время уже нужно быть эмоционально готовой, в хорошем настроении встречать детей, обязательный аксессуар — улыбка. Признается: профессия очень сложная, ведь каждую минуту ты в ответе не только за жизнь и здоровье малышей, но и за их эмоциональное благополучие. С утра энергии, конечно, побольше, за день на работе устаешь. Но на следующее утро опять испытываешь эмоциональный подъем. Причиной тому и непосредственная, искренняя любовь детей, когда они бегут утром в группу, и родители, которые лишний раз, без повода скажут спасибо за труд. Сейчас в группе «Лучики» у Ольги 22 малыша 4 — 5 лет.

— Сложнее всего мне было с самыми маленькими. Для каждого нужно быть мамой, очень внимательной и терпеливой. Но интересно пройти с детьми все этапы, посмотреть, как они взрослеют. Так волнительно замечать на выпускном: вот они были совсем маленькие, не умели разговаривать, и вот им уже 6 лет — настоящие философы, друзья, твои собеседники. Еще и меня многому научили. С детьми постарше сложность только в том, чтобы стать для них авторитетом, ходячей Википедией. Они более самостоятельные, поэтому больше внимания уделяешь развитию познавательной, эмоционально‑волевой сферы. Знаете, работа с дошкольниками — очень благодатная почва для педагога и психолога. Они еще «ненаполненные сосуды», в них можно вложить добрые начинания. 


Сама Ольга охотно занимается с детьми постарше. Здесь можно сделать ставку на творчество, воображение, интеллектуальные игры. Неслучайно предложила вести в садике дополнительно еще и мастерскую легоконструирования. И если рабочий день воспитателя первой смены заканчивается в 14.00, то с дополнительными занятиями — до 17.00. 

Молодые воспитатели и педагоги нередко признаются: куда сложнее наладить контакт с мамами и папами, чем с самими малышами. Но Ольга, кажется, настроена оптимистично: 

— Когда родители видят реальную работу, с пониманием и участием относятся к тому, что мы делаем. Например, поначалу не все понимают, зачем приходить в детский сад к 9 утра. Но когда видят, что в это время идут занятия, на выставке появляются детские работы, отмечают успехи своего ребенка и начинают менять свои взгляды. 

Молодые воспитатели уверены: работа с дошкольниками — очень благодатная почва для педагога и психолога.

Ольга честно признается: свою работу любит. Не разочаровалась?

 — Наверное, такой вопрос актуален для людей, которые лет 50 в профессии. У меня разочарования нет. Есть, конечно, трудности, не всегда оправдываются ожидания, но для меня это служит стимулом что‑то изменить. К тому же все мои идеи находят поддержку. Меня часто отправляют на курсы повышения квалификации, узнаю там что‑то интересное. А когда общаешься с людьми, которые достигли значительных успехов, неравнодушны к профессии, — это мотивирует развиваться дальше. 

Что в расчетнике у воспитателя?

Заведующая яслями-садом № 239 Татьяна Кузьмич рассказывает, что их учреждение никогда не комплектовалось педагогами старой закалки. После капремонта садика в 2010 году сюда и вовсе шла в основном молодежь — выпускники педагогических колледжей и университета, студенты лингвистического вуза.

— По традиции молодежи у нас много. Такой режим никогда не дает расслабиться, мы в постоянном процессе обучения. Но с молодыми очень комфортно работать: они предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. А другие люди в этой профессии и не задерживаются. Здесь главный критерий — неравнодушие к детям, родителям и своему делу. Я люблю повторять: у нас не станок, нельзя просто отбыть рабочий день. Кого-то из сотрудников мы даже вырастили сами из помощников воспитателя. Например, Нина Метлицкая пришла как родитель, привела двух маленьких дочек. Заметили, предложили прийти помощником. Поработала, поступила в итоге на факультет дошкольного образования, и сегодня это педагог, к которому идут родители. А еще мы тесно сотрудничаем с Минским городским педагогическим колледжем, и сейчас у нас на практике две девочки. Они классные: приходят, не усаживаются за стол, а садятся к детям на ковер…


Сколько получают воспитатели? Татьяна Александровна объясняет на примере своего коллектива, как сотрудники зарабатывают минимум 500 рублей без серьезных доплат, а у особо старательных сумма перешагнула отметку в 800:

— Уже достойно. Вообще, изначально, когда люди выбирают эту профессию, они понимают, что идут на государственную заработную плату. Сегодня можно говорить о выработанной ранжированной системе труда. Да, ты пришел, ты молод, но тебя государство поддерживает доплатами как молодого специалиста. А тут уже как себя проявишь. У меня как у руководителя есть конкретные рычаги: это и повышение премий, и установление надбавок, и премия фонда экономии. К примеру, постановление Минобразования от 22 января № 10 позволяет доплачивать воспитателям за сверхурочную работу. Еще один путь повышения дохода — повышение квалификации. Последние нормативные документы увеличили эту разбежку между категориями. Да, человека иногда сложно убедить повышать квалификацию, на высшую категорию нужно сдать экзамен, обобщить опыт. Но когда ты нацеливаешь и помогаешь, а потом виден результат, всегда есть благодарность: «Спасибо, что подтолкнули!»

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter