Ложный вызов

Звонок был из тех, которые требуют немедленного реагирования. Житель Орши Адам Сапежко, назвавшись абонентом газовых сетей, сообщил об острой проблеме с редукторами...

Звонок был из тех, которые требуют немедленного реагирования. Житель Орши Адам Сапежко, назвавшись абонентом газовых сетей, сообщил об острой проблеме с редукторами. Их еще называют газовыми регуляторами. Такими приборами оснащено немало деревенских домов и коттеджей в газифицированных поселках. Их назначение — понизить давление газовой магистрали до рабочего, под которым газ подается к бытовым плитам и нагревательным котлам.


Прошлогодний страх


Выходило так, что у Сапежко и его соседей эти редукторы часто выходят из строя: пропускают, «травят» газ. Бывает, что их нет в продаже, поэтому даже по гарантии заменить негодный прибор невозможно. Нет подменного фонда и в местной аварийной службе. «Представьте, что такой редуктор сломается в отдаленной деревне в сильный мороз! — восклицал звонивший. — А если туда не доберется аварийная служба, у которой всего одна–две машины?..»


Адам Сапежко живет в Шкловском проезде. Этот окраинный поселок, расположенный между камвольным и мясокомбинатом, газифицировали в 2008 году. Согласно паспорту, редуктор должен служить 12 лет, но отказал через год: хозяин услышал шипение газа. Перекрыл вентиль, вызвал аварийную службу. Бригада приехала, включила газ, проверила: пена не пузырится, утечки нет. Абонента успокоили: бывает. В следующий раз, дескать, не перекрывай и сразу вызывай нас. Вскоре шипение повторилось. В этот раз газовики редуктор сняли и составили акт: подлежит замене. Но в службе подменных редукторов не было. Пришлось покупать.


Сапежко живет в доме № 3, но и в 13–м редуктор отказал примерно в то же время — незадолго до новогодних праздников, когда на улице было минус 15. Идем туда. Там, по словам Адама Станиславовича, страху натерпелись три пенсионерки: редуктор обслуживает три домовладения.


Первой странный запах почуяла Раиса Денисова. Позвала соседку Жанну Князькову. Поначалу сомневались: может, от мясокомбината «аромат»? Газ! Позвонили в аварийную службу. Там первым делом сказали, чтобы с сигаретой никто и близко не подходил. Приехали, составили акт. Но подменного прибора на складе не было. До закрытия магазина, который на другом конце города, оставалось полчаса. Тут–то соседки и перепугались: не придется ли воду из системы отопления сливать? За ночь трубы могут и лопнуть... Свою дровяную печь Жанна уже разобрала. Неужели праздники будут испорчены? Третья соседка и вовсе за сердце хваталась.


Обошлось. Выручил зять Раисы, который на машине успел в магазин и заплатил за редуктор своими деньгами.


Женщины рассказывают эмоционально, со слезами: видно, что натерпелись. Уточняю, когда это произошло. Вспоминают: «Газ нам провели в 2008–м, регулятор отказал через год... Значит, было это в конце 2009–го».


Год назад?.. Я, признаться, удивлен. Изумлен! Почему Сапежко не сказал этого сразу, по телефону? Ничего себе — «экстренность».


До старта — 5 минут


Начальник аварийной службы предприятия «Оршагаз» Анатолий Ляхович тоже удивлен. Он помнит историю годичной давности. Спрашивает Адама Сапежко: «Разве мы не вовремя устранили поломку?» — «Вовремя. К вам претензий нет». — «У вас возникли новые проблемы?» — «Нет». Тем не менее Сапежко настаивает: «Регулятор — это проблема!»


Возможно, когда–то дефект имела какая–то небольшая партия, соглашается начальник аварийной службы. Такое в производстве случается. Если это и было проблемой, то она давно решена. Регуляторы в Беларуси производят два завода. С одним из них ПУ «Оршагаз» имеет договор. Рекламации завод принимает, и все свои обязательства исполняет. Это не проблема, а нормальная практика.


По моей просьбе А.Ляхович поднял статистику отказов. В январе минувшего года пришлось заменить 14 штук, в феврале — 9, в ноябре — 16. Это немного, если учесть, что в районе их установлено более 2 тысяч. Отказы могут объясняться не только дефектом прибора, но и экстремальным перепадом температур.


Как бы то ни было, аварийная служба имеет достаточный подменный фонд. Чтобы абонент не беспокоился (есть ли прибор в магазине), редуктор поменяют сразу, под расписку. Потом, в удобное время, не спеша, человек купит или обменяет по гарантии прибор и вернет горгазу. «При любой поломке никто не останется без газа больше чем на день. Это — закон! К любому абоненту машина выедет в течение 5 минут после звонка», — уверяет начальник аварийной службы.


Служба действует так. Диспетчер Светлана Дербоед принимает примерно сотню звонков за смену (накануне работала Инна Другакова — у нее было столько же). Иногда, говорит, по нескольку раз приходится выезжать к какой–нибудь бабусе, которая не умеет или боится включать газовый котел. Одновременно на выезде находятся пять–шесть машин (ночью — две). Все оснащены GPS–навигаторами, движение каждой отслеживается в реальном времени (номер машины, улица, время, даже скорость движения!) и выводится на два монитора: малый и большой.


Водитель Николай Киркиж, по совместительству слесарь–газовщик, показал мне и типичную аварийную машину, которая в тот момент была свободна. Это гордость оршанцев. Они первыми переоборудовали стандартный микроавтобус под нужды аварийной газовой службы. Все продумали и сделали сами. Вышел уникальный — притом красивый! — технический «реанимобиль». Впрочем, уже типовой: опыт переняли газовщики других областей.


Напоследок я посетил и магазин, где продают регуляторы: имеются ли они в продаже? Менеджер Геннадий рассказал много интересного. Как, например, работают газокомпрессорные и газораспределительные станции, как сушат газ. Как «закольцована» система газоснабжения Орши и почему абоненты не останутся без тепла, даже если где–то случится авария. Как четко в службе налажен учет и контроль. Коммунальники, например, если «потеряют» под землей какую–нибудь трубу, первым делом обращаются к газовикам: те все знают про каждую ветку сети.


Откуда, удивляюсь, такая осведомленность? Геннадий, оказывается, четверть века работал в аварийной газовой службе. И сейчас в постоянном контакте с ее нынешним начальником Анатолием Ляховичем. Они по–партнерски всегда готовы друг друга выручить — теми же регуляторами под честное слово. Как видим, даже торгуют газовым оборудованием в Орше люди не случайные.


Напоследок спрашиваю Адама Сапежко: «У вас остались претензии к газовой службе?» Он ответил вопросом: «Может, не надо вообще статью писать и меня упоминать?»


Но я не в обиде. Сапежко показался мне человеком основательным и даже въедливым. Некоторые вещи в нашей жизни — газ, электричество, здоровье, пожароопасность — требуют именно такого подхода. А наша газета, даже не будучи службой экстренной помощи, тоже стремится успеть вовремя. Пусть вызов был и «ложный», но никак не напрасный.


Мы узнали, как серьезные люди — компетентные, профессиональные, ответственные — заботятся о нашем комфорте и безопасности.


Первый заместитель генерального директора ГПО «Белтопгаз» Александр Жилко сообщил несколько любопытных цифр. Ежедневно по всей стране на выездах находятся 188 машин аварийной помощи. Число абонентов, имеющих газовые регуляторы, превышает 90 тысяч. Если проблемы с ними и возникают, они оперативно решаются на технических советах. Бывает, что заводы–изготовители даже вносят изменения в конструкцию приборов, — по просьбе эксплуатационников.


В стране имеются 126 аварийно–технических служб и постов. К началу года 105 из них были оснащены GPS–навигацией.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter