С вызовами не по делу сталкиваются работники всех экстренных служб

Ложные тревоги

С вызовами «не по делу» сталкиваются работники всех экстренных служб...

Недавно в одно из РУВД Минска позвонила испуганная домохозяйка: соседи, говорит, ее квартиру заливают. Понятно, событие не из приятных, равно как и громкая музыка или бесконечный ремонт за стенкой. Однако в компетенции ли сотрудников милиции подобные вопросы? Впрочем, с вызовами «не по делу» сталкиваются работники всех экстренных служб. То и дело они вынуждены отвлекаться на сущую чепуху, в то время как кому–то действительно нужна помощь.


Алло, милиция!


Начальник управления профилактики МВД Олег Каразей говорит, что милиционеров зазря отвлекают от дела довольно часто:


— Из сотен тысяч обращений, которые ежемесячно поступают в органы внутренних дел, в каждом десятом милиция разбираться не имеет права. Да, люди идут к нам, а значит, доверяют. Но в то же время — отвлекают от непосредственной работы.


Звонит как–то дама на 102 и заявляет: мол, муж ее убивает. Выехала группа, а супруги воркуют себе за чашечкой чая. После эта мадам призналась, что просто хотела попугать благоверного, чтобы тот не скандалил. Или взять пьяниц. Говорит один такой, будто у него деньги украли, а на самом деле они спокойно лежат у него в кармане. Просто человек был настолько пьян, что не помнил, куда дел зарплату.


По словам Олега Каразея, редко, но бывают случаи, когда звонят «шутники». Заявляли, к примеру, что видели на улице труп. Машина выехала, началась серьезная отработка района... А сообщение, как выяснилось, было «шуткой» мелких пакостников. Нередко звонит персонал питейных заведений, вызывая милицию «на всякий случай»: дескать, клиенты перебрали, как бы чего не вышло...


Не по адресу


Начальник управления профилактики говорит, что в большинстве обращений в милицию «не по адресу» люди жалуются на шум и громкую музыку, но максимум, что в этой ситуации может сделать сотрудник, — постучать в дверь и, если откроют, поговорить с возмутителями спокойствия:


— Речь идет о нарушениях правил пользования жилыми помещениями. Эти вопросы — в компетенции сельских, поселковых, районных, городских, областных исполкомов, администраций районов, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда и органов, осуществляющих госсаннадзор.


По словам собеседника, те же жалобы на шум больше характерны для городов. В сельской местности «заботы» другие, здесь с помощью милиции пытаются, допустим, определить, а то и отвоевать границы участков. В ОВД, конечно, могут составить протокол за самоуправство, но для того чтобы выяснить, где на самом деле заветный рубеж, нужно идти в суд и решать вопрос в гражданском порядке.


Еще люди пытаются склонить милиционеров... к обжалованию решений следователей по уголовным делам. Хотя это вправе сделать лишь прокурор, судья либо начальник следственного подразделения. А недавно позвонивший в один из райотделов Минщины человек требовал предоставить график работы... местного автовокзала. Утверждал, что милиция обязана реагировать абсолютно на все сообщения. Другой гражданин настаивал, чтобы сотрудники ОВД вызвали ему такси.


Дым без огня


Между тем штраф до 15 базовых за заведомо ложный вызов экстренных служб никто не отменял. Хотя некоторым он, похоже, «до фонаря». Как, к примеру, жительнице Вилейского района, которую недавно оштрафовали в пятый раз. Она регулярно заявляла о неадекватном поведении выпившего супруга, но сколько бы сотрудники ни приезжали, тот был тих, как украинская ночь.


Сложно сосчитать время, которое «не на те» вызовы тратит МЧС. В месяц бригады в среднем выезжают напрасно около 80 раз, говорит пресс–секретарь ведомства Виталий Новицкий:


— В большинстве случаев злого умысла в таких вызовах нет, люди просто путают дым и пар. Как–то обрушился целый шквал звонков с сообщениями, что дом на улице Веры Хоружей в Минске весь в дыму. По адресу отправили большое количество техники, но выяснилось, что прорвало теплотрассу под домом, и жильцы приняли пар за дым. С такой аварией по силам справиться коммунальным службам.


Понятно, что ни о какой ответственности в подобных случаях речи не идет, по–настоящему же ложных вызовов «шутников» — единицы. Диспетчеры уже научились отсекать таких любителей пошутить над пожарными, задавая пару–тройку наводящих вопросов, после чего связь на том конце провода обрывается.


Врачи скорой помощи считают, что ситуации с ложными вызовами могут помешать спасти чью–то жизнь. Правда, заместитель главного врача городской станции скорой медицинской помощи Минска Олег Воробей говорит, что из 640 тысяч вызовов, которые ежегодно принимает станция, заведомо ложных очень мало:


— Куда чаще сталкиваемся с мифическим исчезновением вызвавшего медиков пациента. Он взял и ушел, не удосужившись отменить вызов. Или от осмотра отказывается: мол, его состояние улучшилось и сам он скорую помощь якобы не вызывал. Есть случаи, когда человек без вреда для своего здоровья с одинаковым успехом мог бы обратиться в поликлинику или вызвать врача на дом, а не звонить нам. Если же пациент сомневается, нужна ли ему «скорая», то круглосуточно можно проконсультироваться по телефону с врачом нашей службы.


Дело совести


Для таксистов ложные вызовы — обычное дело. Директор одного из предприятий приводит случаи, когда клиенты вызывают сразу по нескольку машин разных фирм. Устраивают своеобразные соревнования, кто быстрее приедет. При этом они вряд ли задумываются, что для таксистов это немалые расходы как бензина, так и драгоценного времени.


Некоторые шутники устраивают себе развлечения, вызывая в один двор машины из всех городских служб такси и наблюдая за этим со стороны. Но, пожалуй, самый распространенный «обман» — вызвав такси, уехать общественным транспортом. И если в будние дни на одну диспетчерскую приходится с десяток ложных вызовов, то в выходные и праздники их больше раза в три. Требовать плату за такой вызов, конечно, никто не будет. Это — дело совести клиента.


Кстати


У лондонских пожарных одну треть всех выездов не по делу составляют ложные срабатывания автоматической системы пожарной сигнализации, это более 40.000 вызовов. Системы обнаружения пожара реагируют на пар, сигаретный дым, подгоревшие гренки. Потому и получается, что в числе самых злостных нарушителей — больницы, студенческие общежития, аэропорты и отели. Сейчас в Британии размышляют над тем, как бы окупить затраты на ложные вызовы посредством увеличения штрафов. Ведь за год экономика Англии из–за этих «шалостей» лишается около тридцати семи миллионов фунтов. Предполагается, что работники экстренных служб будут взыскивать издержки с тех заведений, откуда в течение года поступает более 10 ложных тревог. Им придется уплатить по 290 фунтов за каждую выехавшую зря бригаду.


Советская Белоруссия №186 (24323). Четверг, 3 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter