В одной из сельских школ на Мстиславщине – Мазоловской – такой набор инструментов, что не в каждом музучилище встретишь

Ложки не для картошки

На каких музыкальных инструментах учат играть в школе? Правильный ответ: ни на каких. Если, конечно, она не с музыкальным уклоном или в ней нет специального кружка. Но в одной из сельских школ на Мстиславщине – Мазоловской – я увидела такой набор инструментов, что не в каждом музучилище встретишь. Барабан, гармошка, балалайки, колокольчики, береста, ложки, даже подковы. И это не музейные сокровища. На всем этом местные школяры упражняются. Такие мелодии выводят – аж мурашки по коже!


Вместо Лепса – вальс


Когда мне сказали, что мальчишки-подростки после уроков рвутся не домой, к компьютеру, и даже не к приятелям, а «на музыку», не поверила: из разряда фантастики. Еще больше удивилась, попав на репетицию уникального ансамбля. На школьном факультативе пацаны (нынешнее-то интернет-поко­ление) играют не рок, даже не попсу в современной интерпретации, а стучат на ложках. Их коллектив так и называется «Веселые ложкари». Состав менялся не единожды – одни ребята вырастают, уезжают из деревни, но им на смену приходят другие.

На мое изумленное «зачем вам это?» удивляются: «Так это ж классно! Не­обычно, потому и самим интересно, и другим – мы же видим». Концерты, кстати, они дают не только в Мазолово. Их приглашают на городские праздники, частные корпоративы и свадьбы. И денег ребята не берут: «Разве что сладостями».

Девятиклассник Влад Семченко – очень пластичный и харизматичный паренек – не скрывает: «Когда только учился играть на ложках, мозоли натирал кровавые. Но и мысли не было из-за такой мелочи отказаться от репетиций».

В ансамбле ложкари разного возраста. 8-летний Дима Воробьев признается:

– Я еще и на балалайке умею. Но дома предпочитаю играть на ложках. Правда, аккомпаниатора нет, но есть компьютер – можно включить любой фон.

В школе детям на гармошке аккомпанирует наставник Анатолий Хомченко. В репертуаре, конечно, преобладает народная музыка, полька, краковяк.

Была уверена, дома ребята наверняка подбирают современный музон. «Стучат» под Лепса, Макса Коржа. «Не-е, я под вальс», – «добивает» меня Дима Воробьев. Восьмиклассник Олег Хомченко, сын учителя, заметив мои округлившиеся глаза, улыбается:

– Может, это не модно, не популярно, но мы играем для души. И когда приезжают выпускники школы, обязательно к нам присоединяются.

Скромничают: их творчество по душе не только землякам. При мне к Хомченко-старшему заглядывает односельчанка: «Николаевич, Саша просил передать ему ложки». Оказалось, сын Оксаны Таптуновой учится в Военной академии, там скоро концерт. Как только узнали, что Александр играет на ложках, решили: он и станет гвоздем программы.


Руководитель ансамбля «Веселые ложкари» Анатолий Хомченко сам делает музыкальные ложки

Синяки не помеха


Музыкальные инструменты, кстати, сам Анатолий Хомченко и делает. Из шкафчиков, коробок высыпаются на стол готовые ложки и заготовки:

– Мастерю их исключительно из ореха, тогда не потрескаются – они ж постоянно стучат друг о дружку. А чтобы не «потекли», надо из дерева лишнюю влагу убрать. Для этого полуфабрикат – выпиленная, но еще не обработанная ложка – помещается в опилки. Примерно на полгода. А потом уж стругается, шлифуется, покрывается морилкой и лаком.

На хомченковских ложках играют дети и в других школах района. В Ходосах, где открыт филиал Мстиславской школы искусств, с недавних пор есть девичий коллектив ложкарей.

Восьмилетняя Яна Ковалева улыбается:

– Это весело, даже дома теперь играю. Не на деревянных, а на обычных обеденных.

12-летняя баянистка Маша Земцова всегда любила живую музыку: «В России дуэт «Баян-микс» очень популярен, а мы вот играем на ложках. Это мало кто умеет».

И не каждому дано, уверяют наставники. Заведующая филиалом школы Татьяна Клименкова объясняет:

– Надо иметь не только хороший слух, но и чувство ритма.

А еще, как выясняется, ложка – инструмент капризный. Если сильно стукнешь одну о другую – могут треснуть. А если по рукам или коленкам – синяки останутся. Педагог Наталья Потапова (ее дочка тоже в ансамбле) признается:

– У самой синяков немало было, пока играть училась, особенно на коленках.


Чем подкова не инструмент?


Когда играешь на ложках, их нужно синхронно перемещать от плеч, груди и до колен, чтобы был не только звук, но и красивая картинка.

– У нас в колледже, в Мстиславле, был мальчиковый ансамбль, – рассказывает Татьяна Клименкова. – Когда на Могилевщине проходил международный культурный форум, посвященный возрождению народных традиций, они заняли первое место. Ребята окончили колледж, поступили в вузы. Но и там играют. В этом и прелесть, что нашу культуру несут дальше. Планируем создать на базе школы ансамбль ложкарей-мальчиков.

Такой ансамбль создан при Мстиславской детской школе искусств. Так что, по сути, игра на ложках если не стала, то вскоре станет такой же визитной карточкой района, как монастырь в Пустынках или «Рыцарский фест». Ведь играют дети потрясающе. А главное – такой концерт действительно мало где увидишь-услышишь. Недаром несколько лет назад имя идейного вдохновителя появления первого в районе коллектива ложкарей Анатолия Хомченко увековечили в «Большой международной энциклопедии», где подзаголовком строка «Лучшие люди России, Казахстана, Украины и Беларуси».


Но и после этого Анатолий Николаевич – в свое время он учился музыке в группе с Валентиной Пархоменко, музыкальным руководителем ансамбля «Сябры» Николаем Сацурой, – не зазвездился. Напротив, 63-летний музыкант, педагог-энтузиаст полон новых идей:

– Наши ребята «свистят» на бересте, звенят на колокольчиках – у меня их целая коллекция, есть старинные, серебряные. Еще – на подковах лошадиных, я их тоже собираю. Играют на глиняных свистульках. Хочу, чтоб освоили малую окарину – это древний духовой музыкальный инструмент, керамическая свистковая флейта, издающая волшебные, завораживающие звуки. Создадим ансамбль окаристов, которого точно нет ни в одной школе страны. А может, и во всем СНГ.

Фото автора и Ходосовского филиала Мстиславской детской школы искусств

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter