Репортаж из лодочного гаражного кооператива

Лодочный флот: ниже ватерлинии

Рыба отнерестилась — и реки начали оживать. Превращаться из безлюдных улиц, по которым на протяжении двух месяцев колесила разве что «спецтехника» — катера спасателей и инспекторов–природоохранников, в более–менее загруженные магистрали. А ведь весла для каждого полешука испокон веков считались едва ли не вторыми ногами. Пусть почти канул в Лету водный общественный транспорт, а лодка — уже не привычное средство передвижения, а скорее хобби, в любом мало–мальски крупном прибрежном населенном пункте полно напоминаний об эпохе судоходства. Скажем, в Пинске — бороздящий водные просторы Припяти и Пины прогулочный теплоход, судостроительный завод, речной вокзал и... два лодочных гаражных кооператива. О буднях одного из них — в репортаже «СБ».


Раньше кооператив «Лодочник» насчитывал 1.500 пайщиков, теперь в 15 раз меньше

Чтобы описать последние два десятка лет жизни потребительского кооператива «Лодочник», хватит одного слова — «стабильность». Преимущественно тот же, что и в 1990–е, припаркованный флот (нанесенные на борта плавсредств регистрационные номера «омолодить» эти суда не дадут), по большей части проверенные временем лодки–казанки. Бессменно несущие вахту у своих боксов хозяева–старожилы, которые из года в год рассказывают одни и те же байки. Разве что количество пайщиков неуклонно падает. Нынче их здесь около сотни. В 15 раз меньше, чем в брежневскую эпоху.


Вячеслав Мачихин


— Всего же на вверенной мне территории — а включает она в себя Пинский, Ивановский и Дрогичинский районы — зарегистрировано около 4.200 маломерных судов, —
обрисовывает тенденции государственный инспектор Пинского участка Государственной инспекции по маломерным судам Вячеслав Мачихин. — Из них на Пинщине — примерно две трети. Маловато на 160–тысячный город, но за последние десять лет было два пика. Первый — в предкризисный 2008–й, когда доллар стоил 2.000 рублей. Тогда из–за рубежа массово завозили пластиковые лодки. Второй — когда в Украине обесценилась гривна. Только представьте: в 2015 — 2016 годах я зарегистрировал около 500 лодок, ввезенных из этой страны!

Ниже ватерлинии лодочное хозяйство опустила и погода. Шутка ли, последние годы река мельчала настолько, что навигация на ней определенное время была полностью запрещена. Рыба и вовсе пропала. Так какой смысл содержать лодку? Свое берет и экономика. Перестали быть в почете «моторы» мощностью свыше пяти лошадиных сил — потребляют слишком много топлива, да и цены кусаются. Впрочем, именно двигатели нынче — та самая ценность, благодаря которой пайщикам до сих пор интересны охраняемые гаражи. Ведь, рассуждают занимающиеся на берегу каждый своим делом члены кооператива, на обыкновенную посудину вряд ли даже кто внимание обратит...

— Хотя угонов здесь не было с лихих 90–х. Вообще же, подобный лодочный кооператив — это вопрос не только сохранности имущества, но и мобильности. В деревнях проще. А в городе? Не будешь же хранить лодку в собственной квартире! А сюда приехал — и через три минуты ты уже на воде.

Речной вокзал и прогулочный теплоход — одно из немногих напоминаний об активных судоходных буднях

Для обывателя такой лодочный кооператив — словно музей под открытым небом. Баркасы, моторные понтоны, катамараны, казанки, южанки, обянки. Председатель потребительского кооператива «Лодочник» Леонид Сергиенко, обходя вместе с нами свои владения, замечает: приехали бы в понедельник — увидели бы самую настоящую яхту. Нынче же ее хозяин на три недели отправился бороздить просторы Припяти. А явились бы мы накануне — смогли бы во всей красе полюбоваться на командирский катер и привезенный прямо с Белого моря баркас. Сейчас они спрятаны под брезентом. Без хозяина его снять не имеют права.


Вполне презентабельная картина то и дело сменяется унылой. Вот отполированные до блеска лодки, а вот проржавевшие корыта. Леонид Сергиенко приводит статистику: активных членов кооператива, которые здесь днюют и ночуют, следят за своими «ласточками», около тридцати. Еще часть исправно платят взносы, но на лодках — порыбачить либо просто отдохнуть — выезжают от силы в общей сложности три недели в году. Владельцы, как правило, местные, но работают за пределами страны, а значит, на малой родине бывают наездами. Хотя в кооперативе в свое время состояло и несколько россиян... Председатель «Лодочника» сетует:

Лодка из привычного средства передвижения нынче превратилась в хобби

— Почти каждый второй взносы не платит вовсе. Некоторых я знаю только по документам. Лодки на берегу стоят годами, только место занимают. И сделать я с ними ничего не могу. Это частная собственность. Даже автохлам отправить на штрафстоянку или на металлолом проще, особенно если машины стоят с нарушением ПДД. Лодки — только через суд. Но что, я буду судиться сразу с несколькими десятками пайщиков? Взносы же — а мы существуем исключительно за их счет — это не только зарплата охранника, налоги, оплата за электричество, но и возможность заказать земснаряд, и расчистить, и углубить затон. В общем, создать дополнительные удобства. Это раньше Днепро–Бугский технический участок имел на своем балансе полсотни всевозможных кранов и мог выполнить подобную работу на общественных началах, теперь такой возможности нет.


Напоследок интересуюсь: можно ли прямо сейчас записаться в члены кооператива?

— Да без вопросов. За этот год шесть человек убыло и только два появилось...

Вопрос ребром


Каковы перспективы лодочных кооперативов?

Здесь нужно говорить скорее о сохранении немногочисленных существующих подобных пунктов на карте, чем о появлении новых. В Государственной инспекции по маломерным судам уточняют: помимо Пинска, такие есть разве что в Гомеле.

— Вроде бы и была возможность соорудить новую «парковку» при реконструкции пинской набережной — затонов хватало, только такая задача ни перед кем не ставилась, — объясняет причину Вячеслав Мачихин. — Попросту спрос никто не исследовал. А ко всему прочему это долгоиграющая процедура. Ведь как было раньше: поставил пару боксов на берегу — и готово. Теперь же нужно как минимум отвести землю, укрепить береговую линию, нанять службу охраны... Готов ли кто–то вложить в это дело собственные средства — вопрос...

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter