Частные междугородные перевозчики подстегнули государственные автопарки

Лицом к пассажиру

Третьим минским автовокзалом успели окрестить горожане и гости столицы Привокзальную площадь и ее окрестности, где массово паркуются частные маршрутки на Гродно, Могилев, Пинск, Мозырь, Слуцк... Низкие цены, билеты для командированных, новый подвижной состав, Wi–Fi и DVD в салоне — что и говорить, серьезная конкуренция для государственных перевозчиков, у которых нынче трудные времена. Корреспонденты «СБ» поинтересовались «антикризисным планом» у «Минсктранса» — предприятия, чьи интересы, пожалуй, страдают больше всего. По данным руководства предприятия, на сторону ушел едва ли не каждый третий пассажир... Здесь играют свою роль 3 фактора. Комфорт, перспективность направления, а также цена билета и время в пути. Что же предлагается?


Автопарк № 2 готов к переменам

Парк обновят

В то время как на Привокзальной площади пассажиров дожидаются сплошь новенькие «Мерседесы–Спринтер» и «Фольксвагены–Крафтер», в пяти шагах на автовокзале «Центральный» ждут своего часа старенькие желтые «Спринтеры» и белые «Радимичи». Для тех, кому в дороге предстоит провести ближайшие несколько часов, контраст разительный. 

До последнего времени маленькие минсктрансовские «Спринтеры» ездили в Гродно и Могилев, Пинск и Микашевичи, Чашники и Новополоцк, Червень, Корму и Краснополье. Более вместительные «Радимичи» возили пассажиров в Браслав, Хотимск и Брагин, по выходным — в Петриков и Климовичи. Однако, по словам заместителя генерального директора «Минсктранса» Виктора Тозика, это не те автобусы, которые должны работать на междугородных маршрутах, хотя для подобных перевозок они сертифицированы:

— «Спринтеры» достались нам в 2004 году — это «наследство» от развалившегося перевозчика «Миндавг». Да, в свое время они помогли сохранить нашу маршрутную сеть, однако теперь морально и технически устарели: некоторые пробежали более 1,5 млн километров. «Радимичи» — автобусы более новые, им всего семь лет. Принято решение: с 1 сентября мы фактически выводим эти модели из эксплуатации. «Радимичи» оставим работать лишь на двух самых коротких междугородных рейсах — в Воложин и Червень.

Впрочем, прибыль приносили те маршруты, которые обслуживались как раз подобными автобусами малой и средней вместимости — экономичными в эксплуатации, потребляющими мало топлива. Сейчас им на замену выйдут большие МАЗы...

— Мы получили не только 20 международных мягких автобусов МАЗ–251, но и 20 микроавтобусов «Фольксваген–Крафтер». Бесперебойная машина, нареканий на которую практически нет. Многие из них уже проехали около 300 тысяч километров,  — замечает заместитель директора минского автобусного парка № 2 Сергей Ласицкий.

Что взамен выведенным автобусам? По словам Виктора Тозика, предприятие ведет переговоры с лидским автобусным заводом о приобретении 25 28–местных автобусов «Неман» модели 420224. Отзывы из регионов об этой машине неплохие...


Автовокзалы потеряли треть клиентов.

Маршруты — перспективные

Раньше автобусы из Минска ходили едва ли не во все белорусские города и веси. Теперь же, когда стали экономить на топливе, а у многих семей отпала необходимость пользоваться общественным транспортом — появились личные авто, число маршрутов значительно сократилось. Оптимизация, говорят в «Минсктрансе», продолжится и в этом году. Сергей Ласицкий перечисляет лишь несколько направлений:

— Есть такой маршрут Минск — Хотимск, который проходит через Чаусы, Чериков, Кричев и Климовичи. Дорога занимает 10 часов — как от Москвы до Владивостока на самолете, а напрямую из столицы в эти города Могилевской области ездят всего по нескольку человек. За полчаса до нашего автобуса из Могилева на Хотимск отправляется еще один. Предложение — сократить наш маршрут до областного центра и подстроить расписание так, чтобы пассажиры могли делать там пересадку. Исходя из пассажиропотока видим: нам незачем два раза в день ездить в Лельчицы. По будним дням — даже летом — мало кого интересует Петриков. Также планируем закрыть маршрут в Чашники — он неперспективный.

Закрытием маршрутов, обращают внимание в «Минсктрансе», порой недовольны не столько минчане, сколько жители белорусской глубинки, которым без разницы, довезет ли их до ближайшего райцентра пригородный автобус местного автопарка или междугородный мягкий МАЗ. Чуть что — сразу поток жалоб от местного населения: теперь не добраться в фельдшерский пункт, магазин или школу! Позиция предприятия: удовлетворять их интересы — это дело не минского автопарка, а прежде всего облавтотрансов. Однако даже при междугородных перевозках приходится выполнять социальную функцию. В отличие от частников, доставляющих пассажиров в экспрессном сообщении из точки А в точку Б, причем лишь по давно накатанным и прибыльным направлениям вроде Могилева, Гродно, Пинска, Полоцка или Мозыря.


Частные маршруты теснят государственные

Скорость не отменяет безопасности

— Цена за билет у частника ниже за счет гораздо меньших статей расхода. Заработанные деньги уходят лишь на зарплату, ремонт, налоги и топливо. Крупное государственное предприятие тем временем содержит социальную сферу, общепит для водителей, ремонтные мастерские. Поэтому и затраты, которые относятся на себестоимость, значительно выше, — анализирует Виктор Тозик. — Все частные перевозчики, ко всему прочему, работают на микроавтобусах массой до 3,5 тонны, поэтому не платят за проезд по платным магистралям. Нам же BelToll обходится в 600 — 700 млн в месяц. Об обновлении нашего парка автобусов малой вместимости, увы, речь пока не ведется.

Чтобы не ездить пустыми, государственные перевозчики фактически себе в убыток снижают цены. А кроме того, увеличивают среднюю скорость, уменьшают время на стоянки... Показательный пример. Около 20.00 в Мозырь одновременно приезжали два автобуса. Причем «Полесский экспресс» выезжал почти на 2,5 часа позже, чем минсктрансовский автобус Минск — Лельчицы.

— Время в пути от Минска до Мозыря мы сократили на полтора часа. Увеличить скорость прежде всего позволила реконструированная трасса М5 Минск — Гомель. Знаем случай, когда «бомбилы» пролетали 120 километров до Бобруйска за 50 минут, но наша средняя эксплуатационная скорость даже в экспрессном сообщении не превышает 70 километров в час. Безопасность пассажиров прежде всего, — подводит итог Сергей Ласицкий.

Компетентно

Андрей Гладкий, начальник отдела развития перевозок и лицензирования управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций:

— Частные перевозчики, безусловно, подстегнули государственные автопарки в развитии и заставили работать в условиях конкуренции. Но считаем, что сейчас они находятся в более выгодных условиях. Связан этот факт с определенными пробелами в законодательстве. Лицензии на междугородные перевозки выдаются министерством, однако требований по указанию, в каком именно сообщении они должны работать — регулярном или нерегулярном, законодательством о лицензировании не предусмотрено. А в связи с тем, что для перевозок в регулярном сообщении существуют определенные — более жесткие — требования, большинство предпочитают обозначать себя в качестве нерегулярного перевозчика. Следовательно, не согласовывать с исполкомами или министерством расписание, не заключать договоры с пассажирскими терминалами, что ведет к дополнительным затратам. Предъявляемым к ним требованиям при этом в подавляющем большинстве случаев они соответствуют: у них есть путевые листы, отметки врача, механика, различные виды страховых полисов, включая договор страхования ответственности перевозчика перед пассажиром. Однако мы все же считаем, что права пассажиров ограниченны: при работе в регулярном сообщении фактом подтверждения заключения договора пассажира с перевозчиком является билет. То, что выдают в качестве билета пассажиру в нерегулярном сообщении, — это просто квиток, лишь подтверждающий факт приема наличных денежных средств. Сейчас ведется подготовка проекта изменений в закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, где будет уточнено, какие именно виды деятельности можно отнести к перевозкам в нерегулярном сообщении: речь, в частности, об экскурсионных поездках, оказании ритуальных услуг, перевозке свадеб и других. Это позволит упорядочить ситуацию на рынке.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (24799). Пятница, 4 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter