В Минске завершился юбилейный международный кинофорум Лiстапад

«Лiстапад» щедро осыпал призами

В Минске завершился юбилейный международный кинофорум «Лiстапад»

Вчера под аккомпанемент осеннего дождя в Минске завершился юбилейный международный кинофорум «Лiстапад». За фестивальную неделю, курсируя по главной артерии города — проспекту Независимости, — зрители в пяти центральных кинотеатрах посмотрели 140 картин из 36 стран мира. И каких картин! За них борются организаторы фестивалей самого высокого класса. Но, извините, ноябрь — наш месяц. Так исторически сложилось, что осенью мировые киношедевры демонстрируют в Минске. За последние три года и зрители, и гости феста из разных стран поняли одну простую истину: кто рано встает — тот и на сеанс попадает. На многие фестивальные мероприятия билеты публика раскупила заранее. И в Минске, точно в каком–нибудь Берлине или Венеции, даже vip–персоны подпирали плечом двери кинозалов в ожидании свободных мест на нашумевшие ленты.


Одна из них — показанная вне конкурса картина каннского триумфатора этого года Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель». Натурализм крупных планов, оголенность чувств, откровенность постельных сцен — это, безусловно, мастерские режиссерские решения и смелость его же идеи. Похвала могла бы быть безграничной. Но если выбирать между загадкой и нарочитой буквальностью, то предпочтение останется за диффузным кадром, а не крупным планом в лоб. Кстати, многие минские знатоки искусства так и не решились высказать своего личного отношения к картине: мол, как же оспаривать выбор Канн — дурной тон.


Сразу несколько участников основного конкурса «Лiстапада» выбрали для своих произведений изысканное черно–белое решение. Среди них, например, картина Константина Лопушанского «Роль», премьера которого состоялась на Московском кинофестивале. Кстати, в съемках фильма принимала участие и наша киностудия. Режиссер Лопушанский сообщил, что работа над лентой складывалась тяжело, но содружество российской и белорусской команд помогало.


Среди аншлаговых лент форума можно назвать «Географ глобус пропил». Многим уже успела полюбиться одноименная книга Алексея Иванова, поэтому зрители с любопытством устремились на показ фильма Александра Велединского, который до сих пор буквально горит своей новой работой:


— Идея картины вынашивалась недолго. Просто однажды позвонил Валерий Тодоровский и сказал, что и сам хотел бы снять «географа», но перегорел, предложил мне. Я согласился сразу. Потому что этот фильм и про меня в том числе, сам так живу, как главный герой — преподаватель географии Служкин, по тем же принципам. Главная тема тут, на мой взгляд, — искушение, которое хоть однажды посещает каждого из нас.


Оценки аудитории после просмотра разделились. Кто–то усмотрел в фильме жалкое подражание советской «Большой перемене», другие нашли игру Хабенского выдающейся, третьи ругали режиссера за «сериальную» подачу. Но гораздо красноречивее всех комментариев тот факт, что зал на протяжении сеанса заразительно хохотал и искренне переживал за героев. Значит, вполне может состояться претензия авторов фильма «Географ глобус пропил» сделать из него новое народное кино. Во всяком случае, в призерах «Лiстапада», ориентированного на европейский мейнстрим, фильма Велединского не оказалось.


Культовая Кира Муратова отказывалась разговаривать с прессой до показа своей картины «Вечное возвращение». Но после просмотра журналисты были щедро вознаграждены часовым общением. Кира Георгиевна рассказала в том числе и о том, как ужасно тяжело в наше время режиссерам добывать деньги на свои ленты, на какие компромиссы приходится идти, чтобы удовлетворить сытых продюсеров. Неоспоримый талант Муратовой наш фестиваль поощрил специальном призом жюри «За эстетическую дерзость».


Главный приз — «Золото Лiстапада» — достался картине поляка Павла Павликовского «Ида». Сейчас режиссер живет в Великобритании, но в новой ленте он будто возвращается на родину. Польша 1962 года, отголоски Холокоста и девушка по имени Ида готова принять обет. Но перед этим она совершает путешествие, желая узнать, что случилось с ее родителями во время войны. Эта тонкая, изысканная черно–белая картина уже удостоена призов в Варшаве, Лондоне, а теперь и в Минске. И это закономерно, ведь тема послевоенной Польши 60–х годов так близка белорусам. Комментируя триумф картины «Ида», программный директор «Лiстапада» Игорь Сукманов был горд главным итогом фестиваля:


— Решение жюри присудить победу «Иде», на мой взгляд, повысило статус нашего фестиваля. Этот фильм претендует на свое историческое место не только в кинематографе Польши, но и всего мира.


Лучшим документальным фильмом признана польская лента «Отец и сын». А приз молодого игрового кино достался грузинской картине «В цвету».


Советская Белоруссия №211 (24348). Суббота, 9 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter