Открылся ХХIII Минский международный кинофестиваль «Лiстапад»

«Лiстапад» - иди и смотри

С его открытием участников и гостей поздравил Президент. В приветственном адресе Александр Лукашенко отметил, что кинофестиваль «Лiстапад» стал авторитетным форумом, который содействует культурному взаимообогащению и популяризации лучших достижений белорусского и зарубежного кинематографа.

«По доброй традиции ежегодно в ноябре столица Беларуси принимает известных режиссеров, раскрывает зрителю богатую палитру художественных и документальных фильмов со всего мира. Представленные здесь работы уже получили высокую оценку профессионалов и ценителей киноискусства. Нынешний фестиваль проходит в Год культуры, когда особое внимание государства привлечено к поддержке творческих инициатив деятелей искусства и поиску перспективных молодежных проектов», — говорится в поздравлении.

УРОКИ  ФЕСТИВАЛЯ: что делать режиссеру, если нет продюсера, и к каким высотам должны стремиться создатели кинолент


В программе фестиваля как призеры Каннского, Берлинского, Венецианского фестивалей, так и произведения культовых режиссеров современности. «Лiстапад» представит зрителям и белорусское кино. В Национальном конкурсе — 24 ленты: игровые, документальные, анимационные. Почему отечественным творцам было важно оказаться в лонг-листе, в интервью «СГ» рассказал координатор Национального конкурса Минского международного кинофестиваля «Лістапад» Николай ЛАВРЕНЮК.



— Николай, признаюсь, я была в недоумении, изучив программу основного конкурса игрового кино «Лiстапада»: в ней нет ни одного фильма белорусского производства. С другой стороны, наши картины собраны в отдельном конкурсе. Зачем так сделано?

— Поймите, не совсем простая ситуация сложилась, если мы говорим о главном конкурсе игрового кино. В нем представлены фильмы, которые соответствуют концепции форума международного класса. Они, как правило, уже получили призы крупных европейских фестивалей. К сожалению, нашим создателям в этом плане похвастать нечем. Что греха таить: белорусское кино немножко не соответствует мировым стандартам фестивального. Да, раньше была такая практика, что картины «Беларусьфильма» появлялись в основной программе «Лiстапада». Но это было не очень хорошо даже для самих кинолент: они попросту не вписывались в заявленный форумом формат. Заметьте, в прошлые годы у нас были фильмы, созданные в совместном производстве с Беларусью. Например, великолепные «В тумане» Сергея Лозницы или «Я не вернусь» Ильмара Раага. И мы очень надеемся, что придет время, когда белорусский фильм можно будет поставить во главе угла основного конкурса. И не просто потому, что это фильм, сделанный в Беларуси, а потому, что это действительно достойная картина. Но пока такой работы нет.

Вопрос присутствия отечественного кино на «Лiстападзе» всегда стоял остро. Главный белорусский фестиваль должен представлять и наше кино, поэтому есть Национальный конкурс, он проводится на площадке «Лiстапада» уже в третий раз. 

— Программа, которая будет показана в конкурсе, основательная. Можно сделать вывод, что наши  кинематографисты хотят быть на виду, раз выдвигают свои работы на суд международного жюри и зрителей, хотят включаться в индустрию мирового кино...

— В этом как раз предназначение Национального конкурса — вывести белорусское кино на международный уровень, представить, показать, познакомить с ним. Ведь «Лiстапад» — площадка, где вращаются профессионалы всего мира. Важно, что оценивать работы соотечественников будет международное жюри. Возглавляет его россиянка Наталья Дрозд — опытная и успешная продюсер с большим количеством фильмов в творческом багаже. Или еще одна продюсер — француженка Кристин Камдессю. На фестивале много иностранных гостей, которые приходят и смотрят, оценивают, выбирают фильмы на форумы в своих государствах. Для многих из них, как показал опыт, белорусское кино — это терра инкогнита, неизвестная планета. Далеко ходить не надо. В прошлом году на «Лiстапад» приезжал профессионал с именем, бывший руководитель Государственного центрального Музея кино в Москве Наум Клейман. Первый показ, на который он пошел, был показ именно белорусских фильмов. Уже после было приятно услышать отзыв эксперта: то, что просмотрел, понравилось. А затем появилась задумка провести программу белорусского кино в Москве. Значит, есть в нем реальная заинтересованность.

— Национальный конкурс — платформа для раскрутки. Понимают ли это наши режиссеры?

— Если судить по количеству поданных  заявок, безусловно, да. Исключение — лишь конкурс анимационного кино, на который заявились 7 авторов, а бороться за победу будут 5 картин. Мы видим, что Национальный конкурс стимулирует авторов. Еще пару лет назад режиссеры зачастую снимали фильмы в никуда, да и негде их было особо показывать, разве только на каких-то локальных фестивалях студенческих фильмов. А тут международный форум. Для авторов это очень важно. Но даже чувствуя эту поддержку — возможность показать свою работу на большом экране «Лістапада», — не стоит сидеть сложа руки. Нужно ставить перед собой более высокую планку.

«Лістапад» для белорусских режиссеров во всех смыслах полезная школа. Второй год работает в его формате индустриальная панель. Это площадка, где рассматривается целый спектр вопросов сугубо для кинопрофессионалов, причем международного класса. Участвуя в панели, можно почерпнуть много полезного: как проект свой оформить, как его представить, продвинуть, как работать с продюсером или искать партнеров для совместного производства. Это тоже стимул, открывающий границы. Плюс общение с теми, кто вращается в индустрии кино, новые деловые контакты.

— Николай, я заметила, что среди представленных в Национальном конкурсе авторов солирует молодежь. Это тоже тенденция в нашем кино?

— Хотя конкурс открыт для всех, мы пришли к выводу, что сейчас появилось замечательное поколение новых режиссеров. Среди них недавние выпускники вузов и студенты, причем даже зарубежных университетов. К примеру, Инна Граборенко (ее  «Встреча» представлена в номинации «Игровое кино»). Она учится в Варшавской киношколе. Или Дмитрий Махомет — выпускник французской киношколы Лё Френуа курса Шанталь Акерман. Живет во Франции, но удивительно, что представил на конкурс работу на интересную для нас тему. Его фильм «Ты сюды больш не вернешся» — самый длинный в документальной программе. В нем на протяжении полутора часов камера следит за жизнью героини в годах, которую привезли родственники на лето «проститься» с родным деревенским домом. По духу это аутентичное белорусское кино.

— В картинах проиллюстрирован портрет современной Беларуси?

— Скажу так. Обладают национальными чертами все фильмы, за исключением одного. Речь идет о «Саламанке». Он не имеет ничего общего с нашей страной, кроме того, что сняли его соотечественники — Руслан Федотов и Александра Кулак. Действие в нем происходит в Мексике, но это документальное кино мирового уровня, а история — универсальная.

Что актуально? К примеру, молодежная тематика. Самые яркие в этом смысле работы — «Граф в апельсинах» Влады Сеньковой и «Любовь и партнерство» Никиты Лаврецкого. В них сказано о том, чем живет наша молодежь: любит, ищет себя и свое место в жизни. Актуальна и социальная тема. Прекрасный фильм получился у Виктора Красовского. Его «Души мертвые» повествует о жизни людей с ограниченными возможностями (история разворачивается на предприятии, где они работают). Режиссер поднимает проблему их включенности в жизнь общества. Фильм, кстати, снят одним планом (то есть вообще без остановки камеры), что сейчас в тренде, в картине заняты прекрасные белорусские актеры Павел Харланчук и Геннадий Фомин. А еще «200 000 оборотов» Екатерины Марковец (в документальной программе). Главный герой в фильме — инвалид-колясочник из Лиды Саша Авдевич, который в буквальном смысле «на руках» проезжает всю Европу. Представлена даже тема чернобыльской катастрофы в работе Игоря Чищени. Отдельный тематический пласт — история, культура, традиции белорусов...

— Но жизнеспособны ли в прокате названные вами проекты в эру продюсерского кино? Режиссер – это творец, а если он будет заниматься еще и организационными моментами, ломать голову над тем, как получить доход от картины... Не будет ли это в ущерб произведению, которое получим на выходе?

— В этом есть проблема, потому что институт продюсирования у нас пока не сформировался. Большинство из режиссеров снимает фильмы за свои средства. И, конечно, это очень маленькие бюджеты, слишком далекие от мировой практики. И в этом процессе движет потребность что-то сказать своим кино. Я больше чем уверен, что никто из представленных на конкурсе режиссеров не делает кино, чтобы на этом заработать. А ведь в идеале так и должно быть: совмещение творчества и финансовой составляющей.

К сожалению, вопрос, на какие деньги снимать, для наших режиссеров актуален. Та же Влада Сенькова снимала, к примеру, часть фильма за свои средства. А часть за финансы, вырученные от краудфандинг. Это явление распространено сейчас во всем мире. Суть в том, что спонсорские деньги на проект ищут, бросив клич в интернете. Сколько насобирали, то и пустили в дело.

— Николай, с ваших слов делаю вывод: новые шедевры белорусского кино могут появиться при вливании в проект внушительных сумм?

— Вопросы с финансированием стоят остро. Но для начала зрителям, нашим соотечественникам, не нужно бояться белорусского кино, стоит ходить на него и смотреть. Ведь то, что снимается сейчас, не похоже на работы 10—20 –летней давности. Это кино с новым взглядом, с новым стилем, в разных жанрах и на любопытные темы. В них, мне кажется, каждый зритель может найти что-то близкое себе.

Кстати, у нас показы нового белорусского кино не ограничиваются ни фестивальной неделей, ни географией: с фильмами мы работаем весь год, показываем в регионах. Например, сейчас «Граф в апельсинах» идет в Могилевской области, в ноябре будет на Брестчине и так далее. Вопрос в том, как информацию донести до людей, а это тоже рекламные бюджеты, расходы. С раскруткой голливудских картин нам не сравниться. Очень бы хотелось, чтобы зритель, увидев афишу какого-то белорусского фильма, не относился с ходу к нему скептически. Потому что если мы сами хотим, чтобы в Беларуси было свое национальное кино, которое рассказывает о нас с вами, а не о ком-то другом, значит, его нужно начинать смотреть. Это все, что мы пока можем.

— Думаю, всему виной стереотип: если белорусское кино, значит, оно о войне...

— В национальном кинематографе эта тема просто очень хорошо проработана. А молодые авторы доказывают: у нас есть определенное количество тем, которые поднимаются. Поэтому я убежден: судьба белорусского кино в наших руках, в руках зрителей.

uskova@sb.by

Фото из архива Николая ЛАВРЕНЮКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter