Художница Тома Прокофьева: от «Витебского алфавита» до детской моды

Лисичка со сказочкой

Помните русскую народную сказку про лису со скалочкой? Именно она пришла мне на ум, когда я встретила Тому Прокофьеву — в льняном сарафане, расписанном вручную пеструшками и петухами: «Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, а курочку — под печку». Чуть вздернутый носик, блестящие глаза: вот же она, лисичка со скалочкой, любимый персонаж моего детства! И картины у нее такие же — добрые, теплые, живые, возвращающие нас к сказочным сюжетам.



— Мне очень хочется увидеть мир лучше, чем он есть, — признается художница. — Рассмотреть в нем что–то хорошее, доброе. Искусство должно нести радость! В жизни у каждого и так хватает грустных событий, и мне бы хотелось, чтобы люди, глядя на мои работы, улыбались.

Может, с ходу имя Томы Прокофьевой и не вспоминается, но скажи «Витебский алфавит» — и услышишь: ах, так вот это кто! Идея найти на каждую букву алфавита достопримечательность в родном городе пришла к молодой художнице в 2016 году. Баннер с рисунками готовился к «Славянскому базару», но так полюбился горожанам, что висит до сих пор — все лучшее и интересное, чем богат и славен Витебск, в веселых иллюстрациях. Следовало бы, пожалуй, издать это собрание рисунков книжкой–путеводителем.

Тома вообще, как я успела заметить, любит нестандартные подходы. Пишет маслом, да, но при этом норовит изобрести что–нибудь этакое, неформатное и с юмором. Например, котики — кто сомневается, что это настоящие герои всемирной паутины? У художницы есть целая серия смешных «кошачьих» работ: коты в мировом искусстве — кот–Мусоргский с портрета Репина или Кошечка с персиками, исторические коты — Иван Грозный, Наполеон и Че Гевара в пушистом обличье, коты–музыканты от Майкла Джексона до Джона Леннона или коты–писатели — Чехов, Гоголь, Маяковский. Смешные изображения прописались на сумочках модниц или живут, вставленные в рамку, в любом случае выполняя свою главную функцию: радовать и заставлять губы дрогнуть в улыбке. Тома Прокофьева:

— По специальности я архитектор, окончила БНТУ и магистратуру. Рисовала с детства, очень любила смотреть мультики (и сейчас люблю) и изображала или персонажей из мультфильмов, или что–то свое. Родители это заметили, отдали меня учиться в изостудию к потрясающему преподавателю Ларисе Николаевне Здор, с которой мы до сих пор общаемся и дружим. Она меня и направила на архитектурный факультет, с тем чтобы я получила устойчивую профессию. А я отработала по распределению и поняла, что мне все равно хочется творческой работы, которую не ограничивали бы стандарты, нормы и бюджет. Мне нравится заниматься самыми разнообразными проектами: люблю, например, расписывать интерьеры, мне очень интересна книжная иллюстрация, я постоянно в поиске нового вдохновения. Сейчас любопытно попробовать силы в дизайне одежды, вместе с модельером Юлией Кутеповой мы уже создали коллекцию для детей и модных мам под названием «Сказоньки» и показали ее на Belarus Fashion Week.

«Сказоньки» — название цикла картин Томы Прокофьевой, которые сперва существовали в виде графики в ее записной книжке, затем перенеслись на холст и в итоге обрели третью жизнь на детских льняных сарафанчиках и сорочках. Листаю тот самый блокнот: скалит зубки рыжая Kиса, примериваясь к Колобку; Красная Шапочка обнимает Волка; Золушка сидит, свесив ножки, на огромной тыкве; под пуховым одеялом сладко посапывает Спящая Красавица, да еще и похрапывает, пожалуй. Смешные, добрые, детские и недетские одновременно, ласковые образы. В нашей жизни хватает и забот, и потерь. И каждому иногда нужна мягкая пуховка, которой можно провести по заплаканным щекам, стирая горести и обиду.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter