Вещи Янковского, пьеса Огинского и другие пополнения фондов музея истории театральной и музыкальной культуры

Личные вещи

Артефакты знаменитостей — от писем до носовых платочков — за рубежом уходят с аукционов по безумной цене. Нет недели, чтобы в прессе не мелькнуло: «левый носок Джона Леннона продан за миллион долларов неизвестному коллекционеру», Бэнкси кромсает свои картины шредером, куда ни взгляни — сплошные пошлость и торжество капитала. В Беларуси все и скромнее, и культурнее. Корреспондентов «СБ» пригласили в Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры, хранящий реликвии звезд сцены, рассказать о знаковых поступлениях в фонды. Причем нередко наследники и частные коллекционеры преподносят в дар музею подлинные реликвии.

На манекенах — скромные с виду костюмы: Ростислав Янковский был всегда элегантен и одет со вкусом. И только с любопытством заглянув за отворот пиджака, видим лейблы знаменитых марок (Hugo Boss, Nina Ricci). Зато ослепляюще–роскошен национальный таджикский халат–чапан — черный, из тонкого бархата, вышитый вручную золотой нитью, стеклярусом и бисером: подарок, сделанный актеру во время визита в Таджикистан.

— В 2018 году музейные фонды существенно пополнились, — хранитель коллекций Татьяна Бушева проводит для нас экскурсию. — Самые серьезные поступления — это, конечно, личные вещи Ростислава Янковского, его костюмы, награды, например, «Хрустальная Павлинка». Украшениями экспозиции станут тексты ролей Ростислава Янковского — распечатки, сделанные еще на пишущей машинке, испещрены пометками актера: где повысить голос, где приглушить интонацию. На оборотах есть даже рисунки, сделанные рукой артиста: любительские наброски, изображающие то, как он представлял себе своего героя. Глубокая благодарность Нине Давидовне, вдове Ростислава Ивановича, передавшей нам эти предметы! Мы получили и документы, принадлежавшие известному белорусскому музыканту и педагогу Михаилу Солдатову, а также работы Георгия Поплавского, подаренные музею вдовой художника.

Среди последних, в частности, портрет композитора Николая Аладова, изображение певца и актера Дина Рида, приезжавшего в Беларусь в 1981 году, — одно из нескольких, сделанных Поплавским, когда знаменитый «советский» американец, красавец и любимец публики посещал его мастерскую в башне на Некрасова.

Пьеса «Именины» слонимского магната и любителя театра Михала Казимира Огинского была издана в Париже в переводе на французский уже после его смерти, в 1823 году. Можно предположить, что к популяризации этого произведения во Франции приложил руку знаменитый племянник Михал Клеофас Огинский, на становление которого сильно повлиял его слонимский дядя.

Еще одна редкость — клавир героической музыкальной комедии «Судный час» Григория Суруса по пьесе Андрея Макаенка, поставленной в 1984 году в театре музкомедии: подобной нотной рукописи в фондах Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры еще не было. Истинная жемчужина — французское издание польской драматургии 1823 года: томик, в котором собраны пьесы Барбары Радзивилл и Михала Казимира Огинского, подарил музею генеральный консул Беларуси в Мюнхене Андрей Кулаженко. И другой впечатляющий дар — пианино Crispin Rees, переданное музею безвозмездно минчанкой Екатериной Чиркун. Австрийский инструмент 1873 года достался ей от бабушки, жившей в 1950–х с мужем–военным в Уссурийске. Старинное пианино попало на Дальний Восток после Великой Отечественной — было вывезено как трофей и многие годы путешествовало за хозяевами из гарнизона в гарнизон, пока в 1967–м семья не вернулась в Молодечно.

Виктор Витальевич в фильме–трагикомедии «Ребро Адама» (1990 год, последняя каденция советского кино), Джеймс Тайрон в пьесе Юджина О'Нила «Долгий день уходит в ночь», Алексей в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского — везде видно, как кропотливо работал Янковский над ролями, как осмысливал их, сколько труда вложено в казавшиеся легкими и естественными реплики и жесты.

Некоторые из артефактов уже демонстрируются публике (например, пианино), другим только предстоит стать жемчужинами выставок. Главное — ничто не пропадет, не будет навсегда скрыто от глаз, а бережно сохранится для будущих поколений.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter