Личная тревога за судьбы мира

Галерея народного художника СССР и БССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого принимает первых посетителей

Галерея народного художника СССР и БССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого принимает первых посетителей

Экспозиция открылась в здании, которое является памятником архитектуры второй половины XVIII – ХIХ веков. Самый титулованный художник Беларуси выбрал бывшую губернаторскую усадьбу местом для своей галереи еще при жизни. Первые 40 работ художника разместились в экспозиционных залах в мае 2010-го, а 8 ноября того же года Мастера не стало. «Мне печально, что давно задуманные, но еще ненаписанные картины уйдут вместе со мной», – сказал Михаил Савицкий незадолго до смерти.

В открытии художественной галереи принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко. На память о посещении он оставил запись в Книге почетных гостей. «С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого – человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чье творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание, – отметил Александр Лукашенко. – Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера».

О Михаиле Савицком сказано и написано много. Но сегодня 89 лет его жизни, насыщенной событиями и свершениями, открываются новыми гранями – в его картинах и интервью, ставших историческими документами. Одно из последних интервью Герой Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, лауреат премии Союзного государства, народный художник БССР и СССР дал газете «Союзное вече». 

– Я не делю культуру на белорусскую, русскую, украинскую, – сказал Михаил Савицкий в этом интервью «СВ». – Есть национальный уклад жизни, а культура у нас одна – христианская, основа которой – не убий, не укради, возлюби ближнего своего. И в нашей культуре испокон веков одна из главных функций искусства – воспитательная, а важнейшая задача художника –  побуждать людей стремиться к добру и ненавидеть зло. Художник должен разграничивать эти понятия. На своих картинах он должен показывать зло, чтобы человек увидел его и не принял душой. Он должен создавать образы людей трудолюбивых и нравственных. Еще Леонардо да Винчи назвал живопись «главной из наук». Он понял, что через образное, творческое отображение этот мир можно преобразить без помощи других наук, что искусство – незаменимая область человеческой деятельности, потому что именно оно делает человека Человеком.

Около сотни работ, размещенных в галерее, – лишь часть огромного наследия Мастера. Савицкий – автор более 200 тематических картин. Его кисти принадлежат знаменитые полотна «Партизанская мадонна», «Дети войны», циклы «Цифры на сердце» (1974–1979) и «Черная быль» (1987–1992). Семь работ Михаила Савицкого находятся в собрании Третьяковской галереи, около 20 – в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь, ряд картин – в Национальной художественной галерее в Софии.

Сам Михаил Андреевич так рассказывал о «Партизанской мадонне»:

– Все громкие звания в искусстве – народный художник, Герой Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины – только помеха для творчества. В борьбе за них можно забыть о главном предназначении. Какое звание было, к примеру, у Рембрандта? Заслуженный художник Голландии? Звания – не более чем слова. Герой так герой. Есть у меня и такое звание – «идеологический диверсант». Его я получил, когда меня в 1970-х судили в Союзе художников товарищеским судом за мою «Партизанскую мадонну». Мне говорили: «Вы оскорбили партизан. Они, по-вашему, воевали или детей делали?! И что за название для картины – «Мадонна»? Вы насаждаете религию!» А сейчас мою «Партизанскую мадонну» называют национальным достоянием России. Хотя эту картину я писал о Беларуси.

«У меня вообще биография скверная», – говорил Мастер. – Попал в плен – значит предатель, считалось в советские годы. И никого не волновало, что не я сдался в плен, а меня сдали. Я участвовал в обороне Севастополя. Город, который был стратегически важен для немцев как ключ к владению Черным морем и прямая дорога на Кавказ, сдали по вине командования, а не солдат. В юности со мной произошел один случай. Дело было на фронте, как раз под Севастополем. Там располагался завод «Шампанстрой», и вместо фронтовых ста граммов в паек входила бутылка шампанского на двоих. И вот однажды очень нетрезвый офицер под дулом пистолета отправил меня, 19-летнего рядового, за бутылкой шампанского для него через простреливаемую вражеской артиллерией территорию. Признаться, я тогда побоялся отказаться от поручения, потом боялся идти под обстрелом туда и назад. Я принес офицеру бутылку. Но именно тогда, когда шел под обстрелом, я сказал себе: «Я солдат. Я не должен бояться». И с тех пор я больше ничего не боялся, не знаю почему. Даже в плену и после войны, когда мне говорили, что я предатель, враг. Но я-то знал, что за мной нет никакой вины, поэтому не опускал глаз. После окончания вуза меня распределили работать в Москву. Но я уехал домой, в Беларусь. В БССР меня, молодого художника, встретили так: «Кто ты такой, откуда взялся? Тебя же в Москву распределили!» Я в ответ: «Белорус, сам с Витебщины, тут мой дом, тут живут мои родители».

Многие работы Михаила Савицкого находятся в частных коллекциях за пределами Беларуси.

Михаил Савицкий создавал свои работы в стиле соцреализма. О нем даже говорили: «Савицкая власть в белорусском искусстве».

– Как художник, я принадлежу искусству, – отвечал на это Савицкий. – А названия стилей и направлений – всего лишь слова. Да, я приверженец направления, которое называют соцреализмом. Потому что убежден: соцреализм – высшее достижение реализма. Он имеет социальную направленность, и речь тут не идет о каком-либо политическом устройстве. И от звания «советский художник» не отказываюсь. Мне больно видеть, что сегодня художники иногда вместо своего высокого предназначения создают работы по принципу: какая картинка лучше ляжет на эту штукатурку. Ориентируются на стоимость на «художественном рынке», усредненный вкус «потребителя». Между тем в нашей культуре одна из главных функций искусства – воспитательная. А главное качество художника – верно служить своей профессии, а не своей профессией служить чему-то или кому-то.

В мемориальной мастерской Галереи Савицкого экспонируется незаконченная работа, посвященная юным узникам бывшего лагеря смерти Скабровка под городом Марьина Горка, где фашисты брали кровь у белорусских детей для немецких солдат. Это последнее полотно, над которым работал Мастер. В самом начале работы над картиной Михаил Андреевич рассказывал: «Большинство замыслов моих картин родилось в 1941–1945 годах: на фронте, во время обороны Севастополя, в фашистском плену, в концлагерях Бухенвальд, Дора-Миттельбау, Дахау. Невоплощенным осталось многое. Иногда бывает печально, что давно задуманные, но еще ненаписанные картины уйдут вместе со мной. Увы, времени остается все меньше, многое не успею реализовать. А замыслы есть такие, что жалко уносить их с собой, хотелось бы, чтобы они остались. Я говорю о картинах, задуманных мной в юности, и о тех, которые родились в голове и сердце относительно недавно. Например, очень хотелось бы успеть сделать большое произведение, где я зримо воплотил бы становление белорусского государства. Как выразить многовековой путь нашей Родины на холсте?.. Я давно думаю об этом, ломаю голову. Это огромная, сложная работа, но я считаю, что должен создать эту картину». 

– Меня быть художником научили концлагеря. Там я увидел, какой бывает жизнь. Увидел зло, которому человек должен противостоять, потому что он – человек. Именно эту мысль всю жизнь стараюсь зримо воплотить на полотнах. Я и сегодня говорю творческой молодежи: художник должен знать все, что делается в бытии, пропускать это через свою душу и сердце. Его кистью должна двигать личная тревога за судьбы мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter