"Главное — держать купол шара сухим". Как белорусы готовятся к международным соревнованиям по воздухоплаванию в Минске

Летают тут всякие

Предстоящие три дня, если, конечно, позволит погода, минчане могут провести, глядя в небо. Сразу несколько десятков парящих над городом воздушных шаров (в Минске пройдут международные соревнования по воздухоплаванию Minsk 950th Anniversary Balloon Cup) — чем не отличный подарок от Белорусской федерации авиационного спорта к юбилею столицы? А вот для жителей и постоянных гостей соседнего Вильнюса аэростаты — уже давно привычная часть городского пейзажа. Для нас же — пока диковинка. Ведь на всю страну их только 8.


Место, где в погожие выходные дни воздушный шар (а если повезет, то сразу два) можно увидеть более или менее гарантированно, — это окрестности города Заславля и историко–культурного комплекса «Линия Сталина». В качестве взлетно–посадочной точки воздухоплаватели облюбовали обыкновенный пустырь неподалеку от гребного канала. Интерес к подобным прогулкам большой, однако в первую очередь связан не с желанием полюбоваться красотами с высоты птичьего полета (пилоты говорят, что оттуда отлично видны даже разгуливающие лоси, зайцы и лисы!), а с романтическим ореолом. Бизнесмены–воздухоплаватели как–то подсчитали: 80% полетов заканчиваются предложением руки и сердца. Вот и сейчас за подготовкой к предстоящему вылету наблюдают будущие пассажиры — влюбленная парочка. На наших глазах всего за 10 минут огромное, разложенное на поляне полотно диаметром в 25 метров при помощи вентилятора и горелки превращается в громадный шар объемом в 3 тысячи кубов.

На их «седьмое небо» пару доставит пилот аэростата Руслан Швадович. Замечает: молодым людям повезло с погодой. Скорость ветра — идеальная. Лишь три метра в секунду. Если больше — полет станет непредсказуемым и опасным. Когда штиль — шар просто зависнет в воздухе. Температура за бортом тем временем комфортнее не бывает. Хотя и в минус 15 летать очень даже неплохо. Замерзнуть не даст работающая газовая горелка.

фото Катерины Тарасевич

Пилоты, кстати, обращают внимание: погода в нашей стране — вещь непредсказуемая и довольно–таки капризная. Неспроста метеорологию нужно знать «от» и «до». И именно это, пожалуй, самое сложное в процессе обучения. А вот научиться управлять аэростатом гораздо проще, чем получить водительское удостоверение категории «В»... Руслан Швадович признается, что еще десять лет назад и думать не думал, что станет пилотом:

— Представьте, я даже на самолете до этого летал лишь в далеком детстве. Но руководство моей компании решило приобрести аэростат в имиджевых целях. Когда набирали команду для управления им, выбор пал на меня. Повезло! Теоретическую подготовку и медицинскую комиссию проходил в нашей стране, практическим азам пришлось обучаться в соседней Украине — в Беларуси такой возможности не было. Да и нынче инструкторов всего двое, а опыта у них меньше, чем у иностранных коллег. Налетал 16 часов (это согласно требованиям необходимый минимум), выдержал два экзамена, подтвердил сертификат годности и свидетельство пилота в нашем Департаменте по авиации — и в небо.

ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА

Оборудование для полета на воздушном шаре пилоты используют незамысловатое — карта, компас, рация для связи с землей и навигатор. Или «флайтек» — спортивный вариометр для воздухоплавателей. Премудростей немного: нагреваешь — поднимаешься вверх, не греешь — спускаешься. Тем самым, кстати, можно изменить направление и скорость полета. Определенные нюансы есть и при приземлении — очень важно учитывать направление ветра и препятствия. Аэростат, конечно, заверяют меня, посадишь в любом случае: только кому будет приятно, когда огромный воздушный шар внезапно окажется в его огороде? Кстати, и бетонную площадку для этих целей лучше не использовать — посадка будет жестче.

Воздухоплаватели не скрывают: ограничений, конечно, масса. Скажем, заявку на полет нужно подать за сутки. Если где–то поблизости будет тренироваться военная авиация — отклонят. Подниматься можно лишь до определенной высоты. В Минском районе — лишь на 450 метров, на Витебщине — до километра. Впрочем, потенциальных покорителей небес больше отпугивают не бюрократические препоны, а дороговизна увлечения. Только за сам воздушный шар, подсчитывает Руслан, нужно выложить от 20 тысяч долларов. Цена зависит от производителя, размера, формы и массы других подобных параметров. Проблема в том, что лишь немногие у нас рассматривают аэростат как средство зарабатывания денег. Для большинства это, по сути, хобби, которым можно заниматься лишь в свободное от основной работы время и которое влетает в копеечку.

— Наш шар — немецкого производства. Он достаточно дорогой. Российские дешевле. Вопрос — в качестве. Наши соседи делают корзины для аэростата из лозы, немцы — из ротанга, он крепче. И оболочка оболочке тоже рознь. Хотя и на российские воздушные шары грешить не стоит — на недавнем чемпионате Европы команда из РФ заняла второе место. Наше топливо — это газ. За час полета уходит около 70 литров пропан–бутановой смеси. Литр обходится в 68 копеек. Подготовка пилота обойдется в 3 — 4 тысячи долларов... Какого–то специального обслуживания аэростат, к слову, не требует. Главное — держать сам купол сухим, а по соединениям проходиться силиконом. Что касается надрывов–разрывов самой оболочки, то маленькое повреждение заклеивается специальным материалом с двух сторон, более серьезное — весь сектор меняется целиком.

ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА

По поводу же безопасности, уверяют воздухоплаватели, беспокоиться не стоит в любом случае. Каждый год шары, дабы подтвердить их летную годность, проверяют в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций. Руслан Швадович объясняет:

— Тепловой аэростат считается одним из наиболее безопасных среди воздушных судов. Даже в случае отказа обеих горелок скорость снижения составит около 5 м/c. Это скорость парашютиста. Только он приземляется на ноги, а пассажирам воздушного шара дополнительно смягчает посадку корзина.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Быстров, генеральный секретарь Белорусской федерации авиационного спорта:

— В Литве воздухоплавание рассматривают как отличное средство привлечения туристов. Подобные задумки, кстати, есть и в нашей стране. Скажем, для имиджевых нужд воздушный шар хочет приобрести Мингорисполком, а также Полоцкий райисполком. Однако подводных камней хватает. Главная проблема — в фактическом отсутствии информации. Потенциальные покупатели аэростатов — речь в основном о крупных частных компаниях, использующих шары в рекламных целях, — попросту не знают, что с ним делать дальше... Как бы то ни было, интерес к воздухоплаванию год за годом растет. Есть энтузиасты, которым интересны спорт, рекорды. Вопрос еще в том, что за рубежом наша страна до последнего оставалась этаким черным пятном для иностранных воздухоплавателей после того, как еще в середине 1990–х возле Березы произошло трагическое происшествие с участвовавшим в международных соревнованиях американским воздушным шаром. Пилоты тогда погибли... Впрочем, есть вероятность, что ситуация в ближайшее время изменится. И предстоящий в Минске розыгрыш кубка — своего рода первая ласточка. В планах федерации — проведение чемпионата Европы по воздухоплаванию. Площадки для взлета воздушных шаров хотелось бы сделать в районе Мирского и Несвижского замков.

СПРАВКА «СБ»

На Международный кубок по воздухоплаванию в Минске соберутся 35 экипажей из 7 стран, которые совершат 4 соревновательных полета на тепловых аэростатах. В воздух планируют подняться в пятницу и субботу с 18.00 до 19.00 и утром в субботу и воскресенье с 7.00 до 8.00. Площадку и время объявят за три часа до старта, возможные локации — аэропорт «Минск–1», парк за Национальной библиотекой, парк Дружбы народов возле площади Бангалор, аэродром «Боровая», горнолыжный центр «Солнечная долина» или гребной канал в окрестностях Заславля. Информация будет опубликована на официальном сайте и в социальных сетях Белорусской федерации авиационного спорта.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter