Леонид ЩЕМЕЛЕВ: «Я пишу, значит – живу».

С одной стороны, знакомые с детства “заплаканные” родные пейзажи, с другой – какая-то нездешность, буддистское безмолвие... При этом без намека на депрессивность. Спокойная радость, наслаждение окружающим миром и людьми. Художник как будто романтизирует своих героев: красивые, озаренные лица, глаза, в которых столько добра и благородства. Описывать полотна Леонида Дмитриевича Щемелева нет смысла. Каждый видит в них послание, адресованное непосредственно ему, и никогда не остается равнодушным.

С одной стороны, знакомые с детства “заплаканные” родные пейзажи, с другой – какая-то нездешность, буддистское безмолвие... При этом без намека на депрессивность. Спокойная радость, наслаждение окружающим миром и людьми. Художник как будто романтизирует своих героев: красивые, озаренные лица, глаза, в которых столько добра и благородства. Описывать полотна Леонида Дмитриевича Щемелева нет смысла. Каждый видит в них послание, адресованное непосредственно ему, и никогда не остается равнодушным.

Победа Леонида Щемелева никого не удивила. Его полотна украшают отечественные музеи, известнейшие частные коллекции в Беларуси, России, Европе и Америке. Ветеран Великой Отечественной, фронтовик, участник битвы на Курской дуге, он один из первых выпускников минского театрально-художественного института – сегодняшней Белорусской государственной Академии искусств. Ученик Виталия Цвирко и однокашник Громыко, Аракчеева, Барановского. Его именем названа художественная галерея в Минске. Лауреат Государственной премии, народный художник Беларуси, почетный гражданин Минска. Награжден двумя орденами Отечественной войны и орденом Франциска Скорины. Участник многочисленных республиканских, всесоюзных и всемирных выставок. А родился Леонид Дмитриевич в Витебске.
– Художник состоялся тогда, – рассуждает Леонид Дмитриевич, – когда почувствовал внимание к себе зрителя, общественности. Когда увидел, что его рассуждения для кого-то важны, когда к нему стали приходить коллеги за советом. Неустанно повторяю, что бережное отношение к талантливым людям необыкновенно важно. Все-таки художнику обязательно нужно выставляться, выносить свои работы на суд зрителя. Искусство – не прокурорство, его предназначение – не столько обличение бесчеловечного, сколько защита в человеке всего человечного, такого уязвимого злом и неправдой.
Его не сразу приняли в художественное училище, пришлось идти в армию, в пехоту... В 44-м после тяжелого ранения Леонида Дмитриевича перевели в кавалерию, там он и дослуживал до победы. После демобилизации приехал в Минск, где и окончил сначала художественное училище, а потом институт.
– Нас объединило и выдвинуло время, – вспоминает Леонид Щемелев. – Это были годы, когда бурно начало пробуждаться общественное самосознание, родились надежды, возникла потребность в духовном общении. Безусловно, в 60-е существовала своеобразная богемность, были у творческой братии загулы. Но вместе с тем были и споры – о политике, искусстве. Мы часто встречались, вместе выступали на творческих вечерах и выставках, ходили друг к другу в гости.
Монреаль, София, Дрезден – где бы Щемелев ни презентовал свои работы, интерес и восторг публики везде был одинаково велик. О белорусском искусстве за рубежом, а Леонид Дмитриевич всегда считал нашу школу автономной от российской, зрители узнавали во многом благодаря именно этому человеку. Но об эмиграции Леонид Щемелев  не помышлял даже в самое непростое время.
– Некоторые мои работы 60-х, 80-х годов хранятся у меня в мастерской и, возможно, ждут своего часа. Я, разумеется, не за то, чтобы труды художника лежали годами, чтобы его судьба складывалась нелегко. Но подлинно талантливые картины содержат в себе не только злободневные, но и вечные вопросы. Правильно сказано: рукописи не горят. И не старятся, если речь идет об искусстве. Человек живет, пока он ощущает, что кому-то нужен, что для кого-то полезен. Не верю художнику, заявляющему, что пишет только для себя. Тогда закройся и сиди в мастерской! Настоящий художник никогда в себе не замыкается, и обязательно все, что творит, он творит рядом с людьми.
Кстати, серию работ “Палитра моего времени”, объединившую два цикла лучших картин, созданных в разные годы и получивших широкое признание, Леонид Щемелев сейчас выставляет в Минске. Выставка предваряет торжественную церемонию вручения почетной награды, которая состоится в дни проведения ХIХ Международного фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске”.

Мнение

Это история нашего искусства

Григорий СИТНИЦА, первый заместитель председателя Белорусского союза художников:
– О Леониде Щемелеве я всегда говорю с большим удовольствием, он для меня абсолютный, непререкаемый авторитет. Поэтому когда встал вопрос о том, кого из белорусских художников выдвинуть на союзную премию, долго не раздумывали. Этот талантливейший человек – история нашего искусства. Символично, что выдвижение его на премию состоялось в год 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а вручаться премия будет в год 65-летия Великой Победы. Ведь Леонид Дмитриевич прошел войну от первого до последнего дня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter