Лента на память

Завтра — День Победы и последний день акции «Георгиевская ленточка», которая впервые проходит в нашей стране...

Завтра — День Победы и последний день акции «Георгиевская ленточка», которая впервые проходит в нашей стране. Суть акции — в бесплатной раздаче и ношении символа праздника, черно–оранжевой ленточки. Это мероприятие придумала журналистка РИА «Новости» Наталья Лосева в 2004 году, с тех пор «Георгиевская ленточка» в дни празднования Победы объединяет людей всех возрастов по всей России. Организаторы акции советуют прикреплять георгиевскую ленточку на лацканы одежды, антенны машин, рюкзаки, детские коляски, дамские сумочки, чтобы «выразить благодарность и память ветеранам». Основным лозунгом акции являются слова: «Я помню! Я горжусь!»


Однако у авторов «Спор–площадки» оказались разные понятия о способах выражения благодарности ветеранам. Один из них наотрез отказался носить новый символ праздника, другой же с удовольствием принял участие в акции... Кто из них прав?


Против


Награду надо заслужить!


Роман РУДЬ, раздраженный беспамятством:


— Я никогда не повешу георгиевскую ленточку себе на грудь, Андрей. Или тем более на антенну автомобиля. Как раз потому, что помню и горжусь. И знаю, что символизирует собой эта лента. А те, кто не знает и не желает знать, те цепляют — причем не только на сумочки и куртки, но и собакам вместо ошейника, кошечкам в виде бантика... И удивляются, если кто–то возмутится. Мол, что здесь такого? Прикольная фенечка!


Между тем эта «фенечка» — неотъемлемая часть боевых наград Российской империи, которых удостаивались лишь те, кто непосредственно принимал участие в военных действиях. Вот 12–й флотский экипаж, на чьем знамени впервые появилась лента оранжево–черных цветов, заслужил право ее ношения в 1827 году, на скользкой от крови палубе линейного корабля «Азов» в Наваринском сражении. Эта ленточка, которую в советские времена называли гвардейской, в феврале 1942 года появилась на бескозырках морпехов 71–й морской стрелковой бригады — после того, как они уничтожили три гитлеровских полка под Москвой. Это лента советского ордена Славы, которым награждали солдат и сержантов, матросов и старшин исключительно за личное мужество и бесстрашие. В статуте награды перечислена масса оснований для представления к ордену и соответственно права ношения ленты цветов пламени и дыма. Ты, Андрей, «пренебрегая личной опасностью, в бою захватил вражеское знамя»? Или, может быть, «находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу»? Нет, ты просто купил пакет кефира в супермаркете, где шла рекламная акция по раздаче георгиевской ленточки... Великий подвиг, нечего сказать.


Я не заслужил права вешать себе на грудь этот двухцветный элемент ордена Славы и медали «За победу над Германией». Солдатской славой не овеян, Германию тоже без меня победили. Точно так же не вижу моральных оснований носить на себе этот элемент Георгиевского креста, за который в Первую мировую войну тоже, знаешь ли, не водицу проливали.


Но это лишь первая причина моего крайнего неприятия возни вокруг славных ленточек. Вторая — не хочу уподобляться нагламуренной молодежи, которая считает священный символ... удобным шнурком для мобильника или прикольным бантиком для косичек. Юные дивы вешают ленточки где–то рядом с резинкой торчащих из–под джинсов стрингов и убеждены, что оранжево–черное замечательно оттеняет их неземную красу. Давеча по телевизору одна из таких девочек на вопрос, о чем должен напоминать этот символ, радостно ответила: «О весне! О любви!» Вот и вся память, Андрей. И вся гордость.


Еще менее я хотел бы походить на торгашей, спекулирующих на доходной, по их мнению, теме. Заметь, кто является организатором акции «Я помню! Я горжусь!» в нашей стране — некое вовремя подсуетившееся ООО. Так и пишут: получить ленточку можно в любом из наших магазинов. Все легко, правда? Раньше, когда к оранжево–черной ленте относились более бережно, ее следовало получать в штабной землянке, куда не всякий доберется живым с переднего края... Теперь же всех забот — найти место для парковки у супермаркета.


В России уже дальше пошли — наградной ленточкой обвязывают бутылки водки, ее помещают на рекламу ночных клубов, а в Москве даже украсили ею... биотуалеты. Недавно рекламу видел: купите к Дню Победы элитный мобильник «Георгиевская лента», украшенный кристаллами Сваровски. Что дальше? Раздача точных копий ордена Красной Звезды возле дискотек? Автомобильные покрышки с оттиском медали «За отвагу»? Дамские сумочки цветов нашивки за ранение? Пепельницы в виде солдатских обелисков?


Коммерциализацию праздников мы с тобой уже обсуждали, когда спорили про День святого Валентина. Только 14 февраля торговцы греют свои загребущие руки на любви, а ближе к 9 Мая — на понятиях, коих этим рукам касаться непозволительно. Пиар на скорби низок, самореклама за счет всенародной печали — отвратительна. Именно поэтому люди, еще не потерявшие совесть, считают акцию с ленточками — я цитирую один из российских сайтов — «тотальной профанацией боевого символа, проявлением неуважения к людям, павшим за право носить эти черно–оранжевые полосы». Абсолютно согласен.


Настоящая память — это не забавная ленточка на бедре подружки... Портрет деда на стене, уход за его могилой — это память. Букет цветов ветеранам в День Победы — это признательность. А гордость появится, когда попробуешь узнать, чего им стоило — вынести ту войну. Сегодня же спроси у нынешних якобы помнящих — не каждый скажет, что случилось 22 июня 1941 года...


Я — помню. Я — горжусь. И вот поэтому за акцию с ленточками мне — неудобно...


За


Урок антифашизма


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, ощущающий сопричастность:


— А давай–ка, Роман, вспомним другой праздник — не такой всенародный, как День Победы, но очень даже культовый. День десантников, 2 августа, я имею в виду. У этого подчас весьма буйного торжества есть свои незыблемые символы — голубые береты и тельняшки. По этим «опознавательным знакам» узнают друг друга бойцы «крылатой пехоты» и становятся единым монолитом, настоящим братством. Но что такое берет и тельняшка? Это не только признаки крутизны и своеобразные брэнды десантной корпорации. По сути, надевая утром 2 августа берет вместо повседневной бейсболки, обычный парень подает другому такому же парню ясный сигнал: «У нас общая история, братишка. Мы с тобой одной десантной крови. И нам есть что вспомнить в этот праздник, есть чем друг с другом поделиться!» Этих людей — молодых и стариков — объединяют одинаковые переживания. Они бросались в атаку, кувыркались в облаках, прошли испытание на прочность в марш–бросках. И чувствуют себя счастливыми, когда видят в толпе родные символы. Остается только позавидовать антуражу праздника ВДВ...


Но ведь 9 Мая — праздник не узкопрофессиональный, а общий. Подойди к любому прохожему и спроси: «Какой праздник у вас самый любимый?» Уверен, что большинство назовет прежде всего два самых судьбоносных: Новый год и День Победы. Оба праздника — семейные, но в ночь на 1 января мы за праздничным столом говорим все больше о будущем, а 9 Мая — о прошлом. Атмосферу Нового года нам помогает создать традиционная елка. У Дня Победы свои традиции — парады, салюты, возложение венков к мемориалам... Но тебе не кажется, что чего–то все–таки не хватает? Может, тех самых «опознавательных знаков»? Приглядись, Роман, к праздничной толпе. В ней ты без труда «вычислишь» ветеранов Великой Отечественной. Герои заметны издали: ордена и медали, кители и фуражки. А остальные — их дети, внуки? Мне кажется, мы, родившиеся, слава Богу, уже после страшной войны, нередко выпадаем из торжественного мейнстрима. А многие дети, подростки, создается такое впечатление, и вовсе не чувствуют значимости и важности Дня Победы. Ветеранов между тем становится все меньше... Не станет ли через десяток лет День Победы серым, почти будничным мероприятием? Может, пришла пора вдохнуть в него новую жизнь, обрести креативные символы и знаки?


Думаю, георгиевская ленточка на модной куртке тинейджера или на антенне «бумера» — сигнал в будущее, эмоциональный посыл: у нас общая история, мы хотим вместе вспомнить о подвиге дедов, ощутить себя братством победителей, поразмышлять над тем, что забываем в ежедневной суете. В такие дни, как 9 Мая, нужна лишь самая малость, искорка, чтобы осознать: мы не просто коллеги, одноклассники, сокурсники и соседи по лестничной площадке. Мы — народ, победивший нацизм, понесший огромные жертвы, но выстоявший в борьбе с величайшим на земле злом. Гордость и пафос уместны как никогда!


Вот ты говоришь, что невоевавшие, ненагражденные, сугубо гражданские не имеют права ношения святых боевых символов... Но почему? Да, мы не ходили в штыковую, многие даже в мирное время не становились в армейский строй. Но любой из нас, если посмотреть на исторические события шире, фактически «ходил под смертью». Лично я бы не писал сейчас этих строк, если бы летним утром 43–го немецкий снаряд разорвался на пару метров ближе к окну, возле которого стояла кроватка моей мамы — тогда еще маленькой девочки. И возможно, не родились бы мои дети, если бы мой дедушка Коля вместе с однополчанами не отстоял в 42–м город Грозный, в котором жил мой будущий папа. Думаю, любой, даже самый непросвещенный в исторической области любитель «фенечек», способен понять, что его жизнь тоже в годы битвы с нацизмом висела на волоске. Жертвами, заложниками и одновременно победителями в той войне стало не одно поколение. Мы не ветераны, но те, ради кого они бросались в бой. Уверен: старым солдатам приятно в эти дни увидеть множество георгиевских ленточек. Это знак нашей благодарности и уважения.


И еще. Очевидно, что День Победы — самый лучший повод для урока антифашизма. Призрак коричневой чумы по–прежнему бродит по Европе. Но не все же бандеровцам и эсэсовцам маршировать вместе со скинами–наци по Риге, Таллину или Львову! Пусть увидят те, кто чуть не уничтожил всех нас в своей кровавой мясорубке, море георгиевских ленточек на наших улицах. И вспомнят, как драпали от наших дедушек в 45–м.


Акции «Я помню! Я горжусь!», «Победа деда — моя Победа!» — не кампанейщина, а креативная кампания. Обращена прежде всего к представителям поколения next. Уверен: простая георгиевская ленточка для большинства ребят станет поводом задуматься о серьезных вещах. А пробелы в знании истории со временем заполнятся. В том числе и с нашей родительской помощью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter