Легендарный «Калашников» и танк нашей победы

«СВ» продолжает рассказывать о том, что было сделано в СССР и чем мы до сих пор гордимся
Автомат АК-47: в его честь называют детей

В Советском Союзе обращаться с автоматом «калашникова» умел любой школьник. Учили этому на уроках начальной военной подготовки. Чтобы получить пятерку, разобрать оружие нужно было за 18 секунд, а собрать – за 30. Немногим дольше, чем требуется от военных.

«Калаш» – без преувеличений самое известное оружие на свете. И точно самое массовое. По оценкам экспертов, сейчас в мире их около ста миллионов. Это уже больше, чем просто оружие. Автомат украшает государственные гербы Зимбабве и Мозамбика, его изображают на афганских коврах, его именем называют детей в африканских странах.

В наши дни военные используют «калаши» сотой серии. В надежности они не уступают легендарной модели.

История

А ведь разработку знаменитого оружейника чуть было не завернули. Новый автомат создавали под патроны массового производства, к участию в конкурсе пригласили инженеров со всего Союза. После испытаний вариант Михаила Калашникова забраковали. Но конструктор сумел оспорить это решение и за несколько месяцев разработал практически новый АКМ.

Впрочем, даже тогда армейское начальство кривилось: оружие хотя и отличалось высокой степенью надежности, но имело сравнительно небольшую кучность стрельбы. В итоге этот недостаток решили исправить позже и автомат получил зеленый свет на серийное производство.

АК-47 остался самым тяжелым в линейке «калашниковых» – 4,3 килограмма, и это без патронов. Шестьсот выстрелов в минуту уходило на прицельную дальность восемьсот метров. Со временем само оружие становилось легче, пули летели дальше, да и точность удалось выправить.

Михаил Калашников окончил всего семь классов. Зато во время службы в Красной Армии успел отметиться несколькими изобретениями: инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ, повышающее его эффективность, счетчик моторесурса танка. Последний прибор хотели выпускать серийно, но помешала Великая Отечественная. За создание АК-47 конструктор в 1947-м получил Сталинскую премию первой степени, денежный эквивалент которой составлял 150 тысяч рублей. Тогда на эту сумму можно было купить десять «Побед».

Оружейник гордился своим творением, но однажды признался:

– Я предпочел бы изобрести что-нибудь, что помогло бы людям и облегчило бы жизнь фермерам. Например, газонокосилку...


Сейчас

В середине 1990-х разработали так называемую сотую серию, которую сейчас выпускают в Ижевске. На базе легендарного автомата производится и продукция для «гражданки», например, линейка охотничьих винтовок «Сайга».

Во времена СССР права на производство оружия передали нескольким странам Варшавского договора. Сейчас, по данным «Рос­оборонэкспорта», все сроки истекли. Но останавливать станки за рубежом не собираются. Популярность и простота конструкторских решений сыграли против производителя концерна «Ижмаш» – во многих странах его производят кустарно. Копии активно штампуют в странах Африки и Средней Азии. Кое-где автомат стоит дешевле курицы!

– «Калашников» стоит на вооружении у армий сотен стран. Но все-таки он морально устарел. За прошедшие годы по сравнению с западными моделями значительно утратил свои преимущества. Производителям надо думать над тем, чтобы предлагать новые модели автоматического стрелкового оружия, которые будут отвечать требованиям современного общевойскового боя, – считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. На предприятии и сами понимают, что нужно идти в ногу со временем, и ведут разработку нового поколения АК – двухсотую серию.

Су: машины рекордсменов

Впервые широкой публике Су-17 представили в 1967 году на авиапараде в «Домодедове». Были там и наблюдатели НАТО, которые тут же оценили машину, назвав ее своей основной целью. Еще бы! Ведь это был первый советский самолет с крылом изменяемой геометрии. Прямо во время полета пилот мог менять угол наклона крыла, что делало самолет более эффективным в конкретных погодных и боевых условиях. И это не считая того, что новая машина могла теперь летать дальше, а для взлета и посадки ей нужен был меньший разбег.

За первые пять лет полетов было потеряно 28 Су-7, поэтому конструкторы решили создать принципиально новую модель самолета.

История

За основу при создании новой модели взяли истребитель-бомбардировщик Су-7 – тоже детище ОКБ «Сухой». Бюро успело разработать несколько бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Именно на «сушках» совершались знаменитые беспосадочные перелеты Москва – Северный полюс – Ванкувер и Москва – Северный полюс – Сан-Джастино. Последний оказался еще и абсолютным мировым рекордом дальности перелета по прямой – 10 148 километров.

Однако самолет оказался одной из самых аварийных моделей, причем к ЧП приводили именно недостатки конструкции. Изменениям подверглись передняя часть фюзеляжа, шасси, хвост, бортовая электроника, а то самое уникальное крыло пришлось разработать с ноля.

Боевое крещение машина получила во время арабо-израильского конфликта 1973 года – так называемой Войны Судного дня. Результат оказался на уровне. Если Су-7 практически не использовался как истребитель, то новая машина, Су-17, могла успешно вести воздушный бой с лучшими самолетами того времени. Эффективность подтвердили в военных конфликтах на Ближнем Востоке, а также в Афганистане, где он использовался на протяжении всей кампании.

Последняя модификация легендарного «семнадцатого» была снята с производства только в 1990 году. Всего успели сделать 2867 самолетов.

Именно на Су-27 выступает знаменитая пилотажная группа «Русские витязи».

Сейчас

Советская разработка 1960-х годов до сих пор стоит на вооружении в восьми странах, таких как Польша, Йемен и Узбекистан. Но прогресс не стоит на месте, и в Российской армии «сушку» сменили более современные модели. Последней частью Вооруженных сил России, где использовали эту машину, была база Черноморского флота в Крыму – там на «семнадцатых» летали до 1998 года.

Сегодня основной машиной ВВС страны считается Су-27, выпуск которой начался в середине 80-х. Впрочем, корпорация «Сухой» разработала новую модель Су-35, которая придет на смену.

Танк Т-34: боевая легенда

В фильме «Направление главного удара» показали, как танковый корпус под командованием генерала Панова (его сыграл Николай Рыбников) преодолел болота по выстеленным гатям и окружил противника.

История

Создавался танк в тяжелой обстановке, которая царила в предвоенные годы в харьковском КБ-190. Недоработки в конструкции предыдущего детища бюро БТ-7 привели к аресту за «вредительство» его начальника Афанасия Фирсова. На его место назначили Михаила Кошкина, которому было суждено прославиться.

Но поначалу далеко не все шло гладко: первый проект КБ признали неудовлетворительным, и Кошкина отстранили от работы. Поговаривали, что его арест – дело времени, но помог новый начальник бюро. Видя, что случилось с предшественниками, он на два месяца затянул сдачу документов, без конца перепроверяя расчеты. Терпение руководства оборонки лопнуло, и Кошкина вернули к проекту.

На смотр в Москву опытные образцы отправились из Харькова своим ходом – ни много ни мало 750 километров. Кошкину приказали поехать с ними. Т-34 выдержал все испытания, Сталин лично поблагодарил конструкторов. Но Кошкин своему детищу радовался недолго – на обратном пути подхватил сильнейшую пневмонию, от которой вскоре скончался.

Говорили, что, узнав о первых подвигах Т-34 на фронтах, Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом. Похоронен конструктор под Харьковом. Но могила не сохранилась – якобы фашисты разбомбили кладбище по личному указанию фюрера.

Уникальным Т-34 стал благодаря двигателю. Средний танк с дизельным В-2 силой пятьсот лошадиных сил, обшитый противоснарядной броней, не уступал в маневренности и скорости более легким машинам.

– Шустрые советские Т-34 «охотились стаями», как волки. Не оставляя шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике, – считает военный историк Норман Дейвис.

Еще один секрет легендарной машины – броня. Она не была рекордно толстой, зато располагалась не строго вертикально, а под углом. Таким образом снаряды попадали в танк по касательной и не могли пробить обшивку.

Без легендарного танка не обходится Парад Победы ни в одном городе страны.

Сейчас

Сама машина устарела еще во время войны с появлением у противника более мощных пушек. Тем не менее его модификации и по сей день стоят на вооружении некоторых стран. Например, Вьетнама, Гвинеи и Мали.

В наших странах его чаще можно увидеть в военных музеях. Легендарные машины всегда одни из главных участников парадов на Красной площади в Москве и ко Дню Независимости в Минске.

На вооружении Российской армии стоят танки Т-90. За десятилетия требования к военной технике настолько выросли, что у машин осталось очень мало общего. Так, «наследник» с мощностью двигателя в тысячу «лошадок» попадает в цель на расстоянии пять километров.

МиГ: сюрприз для американцев

Об истории самолетов МиГ лучше всего говорят цифры. Проектировано 450 машин в различных модификациях, 170 из них воплощены в жизнь. В СССР и России собрали 45 тысяч МиГов, за границей еще 14 тысяч. Всего самолеты Микояна и Гуревича стояли на вооружении в сорока странах мира. Самой популярной моделью, как показало время, стал реактивный боевой самолет МиГ-15 – самый массовый в своем классе.

Свой МиГ-15 был установлен в «Артеке». На нем не летали, детям из кружка космонавтов рассказывали о советской авиации.

История

Построить эффективный реактивный самолет с советскими аналогами было невозможно. Не годились и трофейные немецкие разработки. Тогда советское руководство решило закупить в Англии двигатели «Роллс-Ройс», после чего и дали «зеленый свет» на создание МиГ-15.

Машину приняли на вооружение в 1949 году. Помимо боевых характеристик конструкторы позаботились о безопасности пилота и сохранности машины. Смонтировали катапультное кресло и впервые в истории советского авиастроения добавили средства для тушения пожара и систему оповещения о возгорании.

Освоение производства шло медленно, ведь раньше заводы выпускали только винтовые самолеты. Когда наладили процесс, спешно передали технологии союзникам. Уже в 1952 году МиГ-15 под названием Lim начали собирать в Польше, а год спустя в Чехословакии.

В боях новый самолет впервые использовали в 1950 году, когда несколько «пятнадцатых» отправили в Китай защищать Шанхай от налетов гоминьдановской авиации. В Советском Союзе истребители рассредоточили по границам страны, где поднимали по тревоге.

Настоящим «звездным часом» для самолетов стала война в Корее. Тогда в воздухе господствовали американские F-80, без проблем уничтожая авиацию Севера. Когда в войну вступили китайские войска, Советский Союз отправил для их прикрытия МиГ-15. Это было первое воздушное сражение реактивных самолетов, и оно осталось за нами. По всем параметрам наша машина превосходила заокеанский аналог. Американское командование всю войну пыталось захватить целый истребитель, чтобы украсть технологии. Даже объявило награду в сто тысяч долларов тому, кто поможет в этом деле. Только ничего у них не вышло.

Многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 проходит последние испытания

Сейчас

Когда-то МиГ-15 стоял на вооружении у трех десятков стран. Сейчас его не используют уже нигде, последнюю машину отправили в утиль в 2006 году в армии Албании.

Как это почти всегда бывает с оружием, на смену легендарным «пятнадцатым» пришли более совершенные и современные модели. Пока самой массовой современной моделью МиГа остается МиГ-29, который приняли в эксплуатацию в 1987 году.

Новейшая разработка – МиГ-35. До 2020 года в ВКС РФ должно появиться тридцать таких истребителей.

Дмитрий КОЗУРОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter