Лечить. И никаких гвоздей!

Если кто-либо сомневается, нужно ли лечить артериальную гипертензию, этот материал точно для вас.

Если кто-либо сомневается, нужно ли лечить артериальную гипертензию, этот материал точно для вас.

 Уважаемая редакция! Ваша газета постоянно публикует материалы о здоровье населения. Эти публикации любимы, интересны и актуальны. Но хотелось бы получить новейшую и обоснованную информацию о современной терапии гипертонической болезни. СМИ убедили нас в том, что гипертония приводит к инсультам и инфарктам, являясь одной из главных причин смерти. А едва ли не единственное спасение — постоянный контроль давления и лечение. Причем рекомендуют делать это ежедневно и до конца жизни, других путей не предлагают. Народ теперь массово закупает тонометры, таблетки от давления.

Но в серьезных медицинских книгах пишут, что АГ является симптомом гипертонической болезни (ГБ). А ведь десятки лет ГБ успешно лечилась! Однако в 1993 году вышли рекомендации ВОЗ по АГ, превращающие ГБ — сложную, но не опасную болезнь нервной системы — в простую и очень просто диагностируемую: “надо измерить давление и, если оно выше 140/90, значит, человек болен”. Но ведь такое давление есть у большинства людей, кому за 50 лет! Значит, больных АГ в республике более миллиона. ВОЗ дает рекомендацию всю жизнь ежедневно пить таблетки и держать давление в норме.

Но не действует ли в лечении АГ и в Беларуси принцип — деньги не пахнут? Ведь десятки, сотни тысяч пациентов приносят большие прибыли производителям и поставщикам препаратов. Не так ли?

Многочисленные читатели “Народной газеты” ждут ясности, которую могут внести ведущие кардиологи Беларуси.
С уважением, Николай Павлович УСТИНОВ, Ганцевичи

На это письмо редакция предложила ответить заведующей лабораторией артериальной гипертензии РНПЦ “Кардиология” кандидату медицинских наук доценту Татьяне НЕЧЕСОВОЙ.

Кто под “прицелом”?

За столетнюю историю изучения артериальной гипертензии ее классификация, подходы к лечению претерпели значительную эволюцию. Известно, что синдром повышенного артериального давления (АД) может присутствовать при многих заболеваниях. Когда подъемы АД являются следствием другой патологии (например, при заболеваниях почек, эндокринных органов), — данный синдром оценивается как вторичная артериальная гипертензия (АГ). При выявлении повышенного АД врачи всегда стремятся провести обследование, чтобы исключить вторичный характер гипертензии и выявить другие факторы риска развития сердечно-сосудистых осложнений. Доказано, что у лиц с высоким артериальным давлением в 3—4 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и в 7 раз — острое нарушение мозгового кровообращения.

При этом существует прямая связь между уровнем АД и риском развития инсульта, однако степень нарушения углеводного и жирового обмена, нарушения ритма сердца и другие факторы тоже вносят большой вклад в вероятность развития сердечно-сосудистых катастроф.

Четыре степени риска

Выделены четыре степени риска развития сердечно-сосудистых осложнений: низкий, средний, высокий и очень высокий. При низком в ближайшие 10 лет вероятность их развития составляет менее 15 процентов, при очень высоком — более 30. Иными словами, из 100 больных АГ с низким риском развития сердечно-сосудистых осложнений не более 15 человек в течение 10 лет попадут в больницу из-за них, а среди людей с очень высоким риском — более трети пациентов перенесут сердечно-сосудистые катастрофы.

Совет

Чтобы правильно определить риск течения АГ, необходимо пройти обследование, которое поможет уточнить нарушения углеводного и жирового обмена, степень поражения органов-мишеней (сосуды, сердце, почки, головной мозг).

Если больной знает о своих факторах риска, то сможет на них повлиять, изменив прогноз болезни, а следовательно, и жизни в лучшую сторону. Хотя многие знают печальный эпитет АГ — “молчаливый убийца”, лучше запомнить другой тезис — артериальная гипертензия — управляемый фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Любой пациент с АГ совместно с врачом в состоянии справиться со своей болезнью.

 Чем лечат АГ?

Европейские эксперты определили пять групп препаратов, которые не только снижают артериальное давление, но оказывают органопротективное действие. Это:

  • ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента;
  • мочегонные;
  • антагонисты кальциевых каналов;
  • блокаторы бета-рецепторов;
  • антагонисты к рецепторам ангиотензина П.

Естественно, у каждого пациента — “своя” таблетка, и правильно назначить ее может только врач.

На заметку
Что касается побочных эффектов препаратов, указанных в листах-вкладышах, то замечу: чем авторитетнее фармацевтическая компания, тем более тщательно она отслеживает побочное действие выпускаемых ею медикаментов и предупреждает о них пациентов. Если в инструкции не указаны его побочные действия, остерегайтесь принимать это лекарство!

Кому необходима антигипертензивная терапия?

Не могу согласиться с автором письма, что “десятки лет гипертоническая болезнь успешно лечилась”. В 70—80-е годы часто встречалось злокачественное течение ГБ и высокая смертность таких пациентов. Применялись препараты центрального действия, имевшие много побочных эффектов: они вызывали депрессию, задерживали жидкость в организме, снижали работоспособность, а самое главное — не предупреждали развитие осложнений.

Лечение АГ — длительный процесс, который может происходить на протяжении всей жизни больного, поэтому для терапии нужны препараты, не только стабилизирующие АД, но и безопасные при длительном приеме.

Кстати, впервые ответ на вопрос “Нужно ли лечить артериальную гипертензию?” был получен в 1967 году. Тогда было показано, что в группе пациентов, регулярно принимающих препараты, риск развития осложнений за 5 лет наблюдения снизился с 55 процентов до 18 процентов.

Установлено, что профилактическая эффективность антигипертензивной терапии наиболее высока у больных в возрасте до 70 лет. В этой группе пациентов риск развития фатального инсульта под влиянием приема препаратов для снижения АД уменьшается на 62 процента, у больных старше 70 лет — на 29 процентов.

 Когда начинать лечение?

Для врача важна не собственно степень повышения АД у пациента, а его принадлежность к определенной группе риска.

При низком и среднем риске до назначения препаратов следует в течение 3—12 месяцев постараться снизить массу тела, повысить физическую активность, ограничить употребление поваренной соли, отказаться от курения и алкоголя.

При высоком риске медикаментозная терапия показана незамедлительно! Раннее лечение назначается и пациентам с высоким нормальным АД (130—139/85—89 мм рт. ст.), у которых имеется сахарный диабет, почечная недостаточность.

До какого уровня снижать давление?

Это сложный вопрос, который продолжает изучаться.

При неосложненной артериальной гипертензии — ниже 140/90 мм рт. ст.

При сопутствующем сахарном диабете — 130/80 мм рт. ст. Однако это не означает, что всем пациентам за 1—2 недели нужно добиться такого эффекта. Правильную тактику назначения антигипертензивной терапии и темпы ее снижения может определить только врач, есть опасность, когда чрезмерное снижение АД ухудшает кровообращение в тканях органов-мишеней.

Будьте здоровы!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter