Татьяна Пилотович.
Легко потерять, непросто обрести
В РНПЦ травматологии и ортопедии поступают пациенты с тяжелыми травмами со всей страны. Люди старшего возраста то и дело попадают с характерными переломами шейки бедра. Кроме того, на поток поставлены операции по протезированию тазобедренных и коленных суставов.— Каждое утро стандартно начинается с отчета дежурной смены о состоянии здоровья пациентов, нюансах в лечении, о работе оборудования, контроля учетных препаратов… У нас совмещенное отделение — анестезиологии и реанимации, потому нагрузка больше. Пациенты поступают круглосуточно, в том числе из операционных, и каждый нуждается в наблюдении и уходе.
От того, как будет организован рабочий процесс, зависит результат работы хирургов, настрой пациентов и их отношение к медицине в целом. А люди разные бывают: кого‑то неожиданная травма и временное ограничение дееспособности могут выбить из колеи надолго, а кто‑то даже в самых непростых ситуациях не теряет веры в лучшее и еще нас подбадривает.
О времени на обиды и взаимовыручке
Такой ли видела профессию и себя в ней наша героиня? Вспоминает, что в детстве перелечила всех кукол — и захотела помогать людям. Профессия медика всегда была престижной: только в медучилище, куда поступала Татьяна Пилотович, конкурс был шесть человек на место. Первым местом работы стала городская клиническая больница скорой медицинской помощи. С 2004 года работает старшей медицинской сестрой‑анестезистом РНПЦ травматологии и ортопедии. Здесь в 2006 году реконструировали лечебный корпус: удвоилось количество мест в реанимации, стало больше операционных. С каждым годом число плановых вмешательств и нагрузка на отделение возрастает. При этом коллектив в большинстве своем за последние годы сложился и для многих стал семьей. В отделении сейчас трудятся 62 человека, 45 из них — медсестры и санитарки.— За работу переживаю постоянно, ведь отделение должно работать как отлаженный механизм, — не скрывает собеседница. — Оно держится на людях, а у человека бывают разные ситуации. Без взаимовыручки и понимания никуда. Так что живем дружно, ладим.
Если возникают спорные моменты, решаем быстро: на долгие обиды и выяснение отношений просто нет времени. Да и средний возраст персонала — а это 35 — 45 лет — располагает к поиску компромиссов и созданию комфортной обстановки. В коллективе реанимации ведь как: редко кто меняет работу на более спокойную. Наоборот, девчонки втягиваются надолго…
Пора ломать стереотипы
На ходу рассуждаем о том, с чем связана нехватка медицинских кадров, особенно в среднем и младшем звене.— Сейчас у молодежи финансовый прагматизм преобладает над альтруизмом. Но то, что младший медперсонал мало зарабатывает, — недостоверный стереотип, — говорит Татьяна Пилотович. — Ссылаться на низкие зарплаты мы не можем — они достойные, особенно в реанимации, учитывая доплаты за особые условия труда. Даже у санитарочек.
Кстати, о санитарочках — здесь их все называют именно так. Их не всегда заметный труд очень важен во всем лечебном процессе.
— Когда‑то уходом за больными занимались благородные, образованные дамы. Со временем престиж ушел, это весьма печально. Считается, что в санитарочки идут пенсионерки, а основное, что от них требуется, — мыть полы. И это не совсем верно. Что касается работы, то знаний о том, как правильно мыть полы, будет мало, но даже здесь есть свои нюансы. Этот функционал везде по максимуму стараются упростить. Например, у нас внедрена безведерная уборка, для каждой группы помещений — свой инвентарь, он промаркирован, разнится по цвету. В руках ничего носить не надо, как и стирать‑сушить потом: в помощь тележки и стиральные машины. На фоне этого на санитарочек сегодня условно переходит часть того, что прежде делали медсестры.
Теперь медсестра — помощник врача, она должна быть на «ты» с оборудованием и аппаратурой, разбираться в лекарствах и манипуляциях. На уход времени остается меньше. Эта часть работы переходит на санитарочку — требования меняются, а ценность рук, готовых помочь, пока пациент не поправится, поддержать в нужный момент, возрастает.
— Даже помощь в придании определенного положения тела в послеоперационном периоде, чтобы пациенту было комфортно, создает благоприятный эмоциональный фон, способствует выздоровлению, — дополняет главная медсестра РНПЦ травматологии и ортопедии Елена Кобызева. — В Год качества считаем своей приоритетной задачей оказание доступной и качественной медицинской помощи пациентам, которая возможна только при участии грамотных и мотивированных людей.
Много работы и в операционном блоке центра, где медсестра, скорее, выполняет роль помощника врача, а санитарка — ее правая рука.
— Подготовить операционную, помочь уложить пациента, следить за чистотой в течение дня, подавать необходимые материалы и инструменты операционной сестре, привести рабочее место в порядок к началу следующей операции, — перечисляет основные обязанности санитарки врач — анестезиолог‑реаниматолог заведующий операционным блоком Виктор Дядищев. — Без участия санитарочек невозможно качественно наладить работу в лечебном процессе. Люди, которые приходят к нам, чувствуют ответственность за команду и, как правило, остаются надолго. Как и раньше, ряды младшего медперсонала периодически пополняют пенсионеры, в том числе с высшим образованием. Молодежь, замечаю, порой смущается названия потенциальной должности. Даже хороший соцпакет и достойные условия труда не всегда могут перевесить.
Тема оказывается животрепещущей, и к разговору присоединяется заведующий отделением анестезиологии и реанимации Ольга Радюкевич:
— Без отзывчивости у нас никуда. Если у людей есть стремление помочь ближнему — приглашаем в свою дружную семью.
Напоследок интересуемся у Татьяны Пилотович, как борется с эмоциональным выгоранием. Она отвечает:
— Порой выдержки не хватает, накатывает усталость — все мы люди. А потом думаешь: если не я, то кто? Когда есть опыт, который можешь передать молодым коллегам, подсказать что‑то, уберечь от неправильных действий, проще сделать выдох и идти работать дальше: пациенты не могут ждать.druk@sb.by