Лампочка еврокомиссара

19 сентября, возможно, войдет в историю Европы как начало новой экономической эры...
19 сентября, возможно, войдет в историю Европы как начало новой экономической эры. Во всяком случае, именно так расценила германская газета «Зюддойче цайтунг» план реформирования энергетического рынка континента, предложенный Европейской комиссией.

Вчера председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу обнародовал предложения по реформированию энергетического рынка ЕС. В первую очередь, передает канал «Евроньюс», этот план направлен против таких крупных зарубежных монополистов, как российский «Газпром», — он контролирует четверть газового рынка Европы. Eвросоюз не скрывает, что обеспокоен агрессивной, по его мнению, политикой российской компании, и одна из принципиальных составляющих европейской экономической стратегии — уменьшить зависимость от России.

Впрочем, «Газпром» сам напросился на роль «страшилки» Европы — из–за чрезмерной увлеченности игрой в злую Бабу Ягу... Вообще же план Еврокомиссии гораздо глубже и амбициознее, нежели просто противодействие российской компании. Критике подвергаются и германские гиганты, такие как концерны RWE, Eon, EnBW и некоторые другие, разделившие между собой 80 процентов общего производства электричества в стране... «Зюддойче цайтунг» подсчитала, что энергопотребители в Германии в прошлом году заплатили чуть ли не вдвое больше, чем в Швеции и Великобритании, где энергетический рынок более разделен.

Именно снижение цен на энергию является главной целью брюссельского плана. А для этого предлагается разбить, децентрализовать, раздробить энергогиганты. Еврокомиссары исходят из простой логики: поскольку крупные компании не только производят энергию, но и контролируют сети и трубы, они препятствуют доступу на этот рынок конкурентов, а значит, ограничивают свободную конкуренцию. Так что одно из главных требований европейского правительства к крупным компаниям — открыть доступ третьим фирмам к своим трубопроводам и линиям электропередачи. Понятно, что это означает такой передел собственности, который не снился даже знаменитому автору фразы «советская власть плюс электрификация всей страны»... Неспроста план еврокомиссара по энергетике Пибалгса уже вызвал негативную реакцию во влиятельных кругах Франции и Германии — там уверены, что схема весьма сложна и может вызвать даже волну судебных разбирательств.

Действительно, в этом плане много «комиссарского» или, как определила «Зюддойче цайтунг», революционного... Например, обозреватель Джереми Рифкин в своей авторской колонке написал, что реструктуризация энергетического рынка означает реструктуризацию общества. И даже зарождение новой коммуникационной системы, в которой на равных будут взаимодействовать «большие» и «малые» энергопотребители, связанные в единую сеть. «В мировой истории всегда происходили решительные изменения, когда возникновение новой энергетической системы тянуло за собой возникновение новой коммуникационной системы», — считает этот автор. Таким образом, он прогнозирует наступление новой экономической эры, где не будет энергетической зависимости, но воцарится гармония потребителей, связанных одной целью...

Дело за малым — чтобы с этой гармонией согласились энергогиганты, а они предпочитают играть соло на трубе. Пусть не так гармонично, зато о–о–чень доходно!

Так добьются ли европейцы доступа к российской трубе? Этот вопрос я задала директору центра международных исследований Белорусского государственного университета Владимиру Улаховичу. Мой собеседник считает принципиальным то, что в Европе впервые появился документ, в котором сформулированы новые принципы и идеи сотрудничества в энергетической сфере. Таким образом, появилась платформа, основа для переговоров с российской газовой империей. Понятно, что у «Газпрома» (читай — России) тоже есть свои претензии: российская фирма хотела бы получить доступ к европейским потребителям. Вот теперь они и будут договариваться на понятных принципах, и один из главнейших — долой монополизм и диктат! «ЕС берет энергетические концерны в узду», — прочитала я в германской прессе...

И второй важный момент, на который обратил внимание Владимир Улахович. Впервые фиксируется новое место в Европе для транзитных государств. Еще совсем недавно Россия утверждала, что, мол, мы напрямую поставляем Европе газ. Нет, не напрямую! Сегодня медленно, но верно происходит признание интересов стран–транзитеров...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter