Как квартирные мошенники обводили людей вокруг пальца

Квадратное уравнение

Нашумевшая история квартирных аферистов в Гомеле, когда владельцы лишались собственного жилья с легкой руки лжериелторов, закончилась обвинительным приговором. По делу о незаконном предпринимательстве и мошенничестве проходило трое жителей областного центра. В судебном процессе с них и был спрос за криминальные манипуляции с жильем на 200 тысяч долларов.


Коллаж Олега Попова

В  зале заседания — двое мужчин и женщина. Все трое в судах уже бывали. Имеют за плечами кражу, разбой, мошенничество, незаконную предпринимательскую деятельность. Один из них — 45-летний гомельчанин — по материалам дела проходил как организатор. Именно с его подачи, по версии следствия, группа товарищей плотненько занялась риелторством. Неспроста. В суде выяснилось, что основной фигурант и раньше занимался жилищными сделками. Кому-то помогал обменом, кому-то подыскивал варианты для купли-продажи. Работал вроде как  неофициально. За это и привлекался к ответственности. Но уж сильно интересен бизнес. Не остановился человек. Наоборот — пошел в развитие. Масштабы его почина подробно изучались на судебном заседании. Преступная группа действовала на территории Гомельской области с 2010 по 2015 год. Сообщники находили квартиры, собственники которых умерли и не имели наследников, а также людей, злоупотребляющих спиртным, имеющих долги за коммунальные услуги. Хозяев склоняли к продаже недвижимости, обещая взамен жилье меньшей площади на выгодных условиях. Однако при этом исполнять обязательства не планировали.

Схема действий держалась на подложных нотариальных документах, фиктивных паспортах, подставных лицах. Однако как ни таились, а попали в поле зрения 8-го управления (по Гомельской области) ГУБОПиК. Было возбуждено уголовное дело. В процессе расследования установлено не менее 16 эпизодов противоправных действий в Гомеле, Гомельском, Ветковском и других районах области. Общий ущерб, причиненный преступлениями, достиг 400 тысяч рублей. Кстати, на момент окончания следствия его практически полностью возместили.

Но как им удавалось проворачивать свои аферы? Поди, во-первых, узнай в полумиллионном городе про одиноких или запойных владельцах жилья.

Во-вторых, всякому известно, что квартирная сделка проходит через разные службы. Нотариальные конторы, в конце концов.

Оказалось, все было продумано и обставлено до мелочей. Потенциальных клиентов искали разными способами. Списки должников коммунальных услуг можно изучить в любом ЖЭУ — обычно на стендах висят. Далее — работа в массах. По ходу разбирательства прояснилось, что помощники Геннадия были из этой же среды. Посидеть на лавочке за компанию, пропустить стаканчик-другой. Обычно в любом микрорайоне есть такая группа товарищей, которая по утрам собирается у отдельно взятого магазина, “соображая на троих”. В этих рядах и проверялась информация. Дворовое сарафанное радио помогало узнавать об одиноких стариках, пустующих квартирах, хозяевах с психическими заболеваниями.

А дальше дело техники. Точнее, подложных документов и грамотных манипуляций с ними. Где-то подделывали паспорта, вклеивая фотографии подставных лиц. Где-то пускали в ход нотариальные бланки российского образца, неизвестно откуда оказавшиеся в руках мошенников. По материалам дела, у работников агентства по государственной регистрации и нотариальных контор не было оснований усомниться в законности сделок и заподозрить неладное. Лишь в процессе расследования удалось вычислить и  фактически подтвердить фиктивные ходы самозваных риелторов.

В суде было озвучено более десятка фактов о незаконных сделках с квартирами. Сюжеты, однако, разные. Кого-то просто выставили на улицу, кому-то купили жилье в глубинке, а чью-то жилплощадь банально присвоили.

О  том, что на улице Минской областного центра из окна выбросился пожилой человек, страдавший психическим заболеванием, фигуранты узнали от местных выпивох. Мол, полгода как случилась трагедия, а тело все в морге, никто не интересуется, квартира пустует. Взялись за дело. “Поколдовали” над документами. В службах представились родственниками. Дальше — по цепочке. Квартиру продали. Дедушку, к слову, из морга забрали, похоронили, социальную выплату на погребение взять не забыли.

Или другой поворот — на улице Чкалова областного центра. Здесь не стало хозяина двухкомнатной квартиры. Еще раньше умерла его жена, единственная наследница жилплощади. Что фигуранты? Как-то же зашли в пустующую квартиру, покопались в бумагах, попался на глаза паспорт покойной супруги. С фото смотрела темноволосая смугловатая женщина. Отыскали очень похожую на нее цыганку. А дальше все как надо. Вот родственник-наследник, вот бумаги на квартиру, вот и сделка. Кстати, хозяина и этой квартиры риелторы похоронили, воспользовавшись пособием на погребение.

В круг мутных сделок случайно попал 25-летний гомельчанин. Парень-сирота жил в трехкомнатной социальной квартире на улице Чечерской областного центра. Накопил долгов по коммунальным платежам. Новых знакомых, занимавшихся квартирными сделками, он сам попросил о помощи. О том и рассказывал в суде:

— Нужно было погасить долги. Я попросил подобрать мне обмен с трехкомнатной квартиры на однокомнатную в Гомеле.

Дельцы поспешили на помощь. Квартиру приватизировали и продали за 45 тысяч долларов. Вместо этого парню передали документы на ... барак в агрогородке Меркуловичи Чечерского района, купленный за 3 тысячи долларов. Такая вот на выходе получилась сделка под честное слово.

В суде только 39-летний подельник признал свою вину полностью. Другие участники квартирных махинаций лишь частично. Организатор, например, готов был согласиться с незаконным предпринимательством, но не с мошенничеством и преступной группой. Решением суда первой инстанции основной фигурант приговорен к 10 годам лишения свободы. Его подельники к 5 и 6,5 года колонии. Решение пока не вступило в законную силу.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter