Куй "железо", пока горячо

Возможности компьютера в школах используют лишь наполовину
Возможности компьютера в школах используют лишь наполовину

Информационные технологии в учебный процесс начали внедрять в Беларуси еще 8 лет назад. Как итог - компьютеры сегодня в каждой школе. Оно и понятно: "умная" машина облегчает труд, экономит время, сокращает расстояние, считает, пишет и открывает доступ к мировым хранилищам информации через Интернет. В общем, это просто незаменимый рабочий инструмент не только для инженера, ученого, журналиста, но и для... школьного учителя. Однако во многих школах компьютер по-прежнему (помимо уроков информатики) используется как печатная машинка.

"Молодые мои старики"

Дело в том, что в некоторых учебных заведениях до сих пор стоят устаревшие "Корветы". Например, в Могилевской области компьютерную грамоту на этих "динозаврах" осваивают более половины школьников. В Минской области таких школ - 29 процентов, в Витебской - 15.

- На замену устаревших компьютеров уйдет не один год, так что списывать "Корветы" рановато, тем более что они модернизированы, - считает начальник управления образования Могилевского облисполкома Олег Кулаковский.

Однако специалисты компьютерных фирм в модернизацию таких машин не верят:

- Можно, конечно, сделать его более совершенным внешне, скажем, заменить монитор. Но даже такие стандартные программы, как "Word", "Windows", на "Корвете" не установишь. И вообще, знания, которые можно получить, работая на такой машине, нужны узкому кругу специалистов, например программистам. Чтобы стать обычным "юзером", все равно придется переучиваться.

Что поделать, темпы оснащения школ компьютерной техникой не успевают за темпами ее морального старения. Но делать что-то нужно...

Высокая технология... мела

Но ладно "Корветы". В школах Брестской и Гродненской областей, например, только современные компьютеры. И что? Да, информатика теперь преподается на более высоком уровне. А учителя математики, географии или биологии по-прежнему пишут мелом на доске. Вот и все информационные технологии.

В стране только 21 процент учителей-предметников (не считая "информатиков") используют или готовы использовать компьютер в учебном процессе. Большинство педагогов предпочитает обходиться без него. И не всегда потому, что якобы "боятся". В компьютерных классах минских школ, например, пусто не бывает: здесь проходит по 7 - 9 уроков в день. Но если появляется "форточка", учителя все равно в очередь у кабинета не выстраиваются.

- Компьютерные программы по школьным дисциплинам в основном российского производства, а они не подходят под наши учебники: другие темы, формулировки, задания, их нужно переделывать, - вздыхает учитель информатики и физики минской СШ N 20 Наталья Андрухова. - А это столько мороки, что легче нарисовать на доске. Вот тестирование пользуется спросом. Но у нас есть электронные тесты только по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам.

В некоторых школах медиатеки и вовсе нет. Лишь 40 процентов учебных заведений имеют программное обеспечение по школьным дисциплинам. По одному предмету электронный учебник стоит примерно 200 - 250 тысяч рублей, школьная библиотека - 375 тысяч, электронный журнал - 550 тысяч. Как видите - дорогое удовольствие. Опять обращаться за спонсорской помощью к родителям?

Впрочем, учителя, которые заинтересованы в том, чтобы на современном уровне провести урок, сами покупают на рынках нелицензионные программы за 8 - 10 тысяч рублей и используют на занятиях.

- В районе ситуация иная по сравнению с большими городами. В сельских школах всего 8 - 9 уроков информатики за неделю, так что большую часть времени компьютерные классы свободны, и педагоги-предметники могут использовать компьютеры на своих занятиях, - рассказывает заместитель начальника Лиозненского отдела образования Андрей Загурский. - И тех, кто применяет на уроках информационные технологии, мы поощряем материально.

Посторонним вход запрещен?

Но опять-таки... Допустим, есть и компьютер, и программа, и современный педагог. Кто будет устанавливать эти программы, загружать по сети? Учитель информатики? "Мне, например, некогда этим заниматься: к своим урокам еще надо успеть подготовиться", - разводит руками Наталья Андрухова.

На селе и вовсе не всегда есть учитель информатики. Иногда один педагог проводит занятия в нескольких школах. А в его отсутствие машины - под тремя замками: как бы чего не поломали. Любой начинающий пользователь, прежде чем научится сколь-нибудь сносно работать на машине, не раз и не два отправит ее в "нокаут". Нет, не сам компьютер (на эту "железную коробку" гарантия 3 - 4 года), а операционную систему: достаточно неправильно загрузить программу, стереть несколько файлов или просто... неправильно выключить. А за специалистом, который вернет компьютер в рабочее состояние, придется ехать в город или ждать его дня два-три, пока тот доедет до села.

- У нас в районе в 80 процентах школ есть лаборанты в кабинете информатики, - говорит Андрей Загурский. - Это либо учителя информатики, либо предметники, разбирающиеся в информационных технологиях. И эта работа им оплачивается дополнительно.

В общем, оказывается, поставить компьютеры в школы - полдела. Нужны еще и программы для них, и инженеры-программисты, которые бы обслуживали "умные" машины не только в городской, но и в сельской школе, и подключение к Интернету. Сегодня всемирной сетью пользуются 80 процентов городских школ и опять же... всего 34 процента сельских (в основном электронной почтой). Понятно, что и дорого, и качество каналов связи на селе оставляет желать... Однако нынче школа без Интернета, все равно что без телефона.

Так что информатизация школ, по сути, еще только начинается. И по всему видно: запаздывает... Учителя информатики рассказывают, как на занятия в компьютерном кружке 9-летний парнишка принес свой ноутбук, а удивленному педагогу объяснил: "Ай, что мне ваши печатные машинки..."

Компетентное мнение

Директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Николай Листопад:

- Компьютер должен стать средством обучения не только по информатике, но и по другим дисциплинам. Поэтому сегодня разрабатывается новая программа информатизации системы образования. Ее основная задача - внедрение программного обеспечения по всем школьным предметам. А Интернет - дело времени. Важнее создать единое информационное пространство внутри страны, образовательную сеть, доступ к которой будет иметь каждая школа. Над этим мы сейчас работаем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter