Кутюр вместо музыки

События далекой истории — благодатная почва для художественных сюжетов...

События далекой истории — благодатная почва для художественных сюжетов. Никто не скажет точно: так ли все было на самом деле. В премьерном мюзикле «Голубая камея» речь идет о княжне Таракановой, хорошо известной по пьесе советского драматурга Леонида Зорина «Царская охота». В новой версии авторы даровали авантюристке и кокетке в финале счастливую любовь. И можно сказать наверняка: зритель против таких вольностей возражать не станет.


В Белорусском государственном академическом музыкальном театре прошла премьера мюзикла популярного российского композитора, автора хитов многих российских звезд Кима Брейтбурга «Голубая камея» — эклектичного действа, смело скрещивающего екатерининскую эпоху с хип–хопом, княжну Тараканову — с ресторанным шансоном, блеск и шик Венеции — с ай–рен–би. «Компот», сваренный композитором и российской постановочной группой во главе с режиссером и хореографом Николаем Андросовым, оказался действительно терпким. Сегодня вечером композитор Брейтбург отправит свой корабль в самостоятельное плавание, ведь российской постановочной группе пора возвращаться в Москву.


Голубой — цвет удачи для композитора Брейтбурга: прогремев когда–то с «Голубой луной» в исполнении Бориса Моисеева и Николая Трубача, маэстро ступил на театральную территорию с тем же арсеналом художественных средств, какой он успешно использует и в шоу–бизнесе. Музыка «Голубой камеи» — все тот же добротный дидактический лиризм, напоминающий репертуар новогодней «Песни года» конца 80–х. Мягкий, убаюкивающий, вполне искренний в своей простоте и даже подкупающий этим.


«Когда в зале присутствует автор, это накладывает особую ответственность на театр, — не скрывал волнения перед премьерой художественный руководитель театра Адам Мурзич, — это полезно и даже мучительно, потому что требования Кима Брейтбурга всегда очень высоки».


— Наш проект рассчитан на самого широкого зрителя, и мы надеемся, что как любая хорошая постановка в репертуаре театра он будет идти много лет, — строил прогнозы Ким Александрович. — Это поп–музыка в самом широком смысле слова, есть и ай–рен–би, и классика, и рок. Такой мюзикл ставится в Беларуси впервые, и конечно не все в работе было безоблачно. Физическая нагрузка у солистов, артистов балета и хора — огромная. Мне показалось, что ваши актеры не привыкли ни к такому темпу работы, ни к такой нагрузке. И поначалу было легкое нытье, которое нам удалось преодолеть. Некоторые ваши девушки, например, видимо, очень любят драники, поэтому мы рекомендовали им похудеть. Но к премьере мы подошли, как мне кажется, с таким вполне сплоченным командным духом. Надеюсь, что актеры будут играть спектакль с удовольствием, особенно после того, как почувствуют первый успех у публики.


...Успех, по крайней мере коммерческий, уже есть: билеты, стоимостью от 65 до 90 тысяч на премьерные показы были раскуплены. Имя московского композитора сработало. «Голубая камея», шик которой узнали до Минска музыкальные театры Уфы и Красноярска, скорее всего, приживется и у нас.


Но что будет с мюзиклом, когда московская группа постановщиков укатит в Белокаменную? Не останется ли от этого с энтузиазмом созданного сценического гламура лишь бледная тень? Кима Брейтбурга как вдохновителя идеи это заботит не меньше коммерции:


— Мы со своей стороны готовы, если театр будет обращаться к нам, каким–то образом следить за спектаклем, приезжать и корректировать. Но нужно, чтобы и в самой музкомедии присматривали за спектаклем, чтобы он не развалился. Его состояние и художественная концепция находятся в ведении продюсера. И я как автор заинтересован, чтобы он оставался в том виде, в каком мы его создали.


Художественный руководитель театра Адам Мурзич пообещал, что видеозапись пятого или седьмого спектакля даже вышлют Брейтбургу на его строгий продюсерский суд, — все ли в порядке?


Но разъехаться по швам постановке, кажется, все же не дадут сами артисты. Среди них как представители труппы музыкального театра — лауреаты многих международных конкурсов, так и те, кто прошел этапы кастинга, — студенты творческих вузов, актеры других коллективов.


Иллюзорный мир «Голубой камеи» они обживают с искренним азартом и неподдельным жаром первооткрывателей. Ким Брейтбург как настоящий джентльмен не выказывает предпочтений ни одной из исполнительниц роли княжны Таракановой (их в проекте трое: заслуженная артистка Ирина Дорофеева, артистка труппы Илона Казакевич и студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств Екатерина Муратова). Однако двух артистов минского спектакля Ким Александрович все же выделил особо.


— Из всех наших постановок ваш актер Виктор Циркунович, исполняющий роль резидента секретной службы и дипломата Шустова, наиболее адекватный по всем параметрам и в вокальном, и в актерском, и в имиджевом смысле. Таким актером вы можете, по–моему, гордиться. Очень хорош в роли Сомова, денщика графа Орлова, и комедийный артист Александр Круковский — он очень яркий и талантливый.


Кстати, недавно назначенная главный режиссер театра Сусанна Цирюк, только что выпустившая «Снегурочку» в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, призналась, что не могла присутствовать на репетициях мюзикла, но тем не менее своим профессиональным взглядом особо выделила хореографию Николая Андросова:


— Я снимаю шляпу перед хореографом: так изобретательно использовать полистилистику, чтобы она не казалась эклектикой, — это большое мастерство.


Упреждая все злые языки, которые уже поговаривают в интернете о том, что в мюзикле «Голубая камея» слишком активно используется фонограмма (о чем не написано на афише и что вряд ли должна предусматривать цена билета в 90 тысяч рублей), композитор Брейтбург заявил, что это — общемировой стандарт в современном мюзикле:


— Да, спектакль идет под фонограмму, местами она «минусовая», местами инструментальная. В сценах, где много людей, хоровые бэки звучат в записи, но солисты поют живьем. Это общепринятые современные технологии больших мюзиклов. Что, кстати, очень облегчит работу, если мы решимся на обмен солистов между Минском и Красноярском. Это означает, что при рокировках актеров никаких проблем не возникнет.


Уже в апреле–мае «Голубая камея», приободряя жителей страны перед дачным сезоном, совершит гастрольное турне по белорусским городам, выступая в залах–тысячниках. А вчера в продаже появился CD–диск «Голубая камея», выпущенный популярным лейблом West records. Так что к своему детищу Брейтбург и компания подошли с размахом.


Что же в итоге маэстро предложил нам в действительности — пеструю фальшивку или кусок своей совести, отлитый в звуках, пусть так и останется интригой. В конце концов, куда же без загадок в этой истории — дело–то происходит в екатерининские времена. Тем более что нашу «Голубую камею» ни на какую ювелирную экспертизу не отправишь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter