Появление новых сервисов по доставке еды из ресторанов — добро или зло?

Кушать привезено!

Свежая новость: в Минске запускают еще один сервис по доставке блюд из ресторанов и кафе — на сей раз от амбициозной транснациональной компании с российской родословной. Это событие может поспособствовать своеобразному прорыву в процессе трансформации общепита. Не надо идти в ресторан — ресторан сам приедет к вам за символическую плату. Это удобно для потребителя и зачастую выгодно для заведений, владельцы которых хотят сэкономить на официантах и залах для обслуживания. Редакционные спорщики в очередной раз не сошлись во мнениях. Один считает, что возросшая конкуренция на рынке доставки и в ресторанном бизнесе снизит цены в меню, что, в свою очередь, привлечет дополнительную клиентуру. Второй возражает: никогда пища из термобокса не сравнится с блюдом, поданным в обстановке любимого заведения, а бездушный конвейер доставки не способствует развитию культуры общения и потребления. Чьи аргументы окажутся сильнее? Выслушаем мнение нашего рефери.

Фото produktgoda.by

Не надо пафоса

Вот уж поистине, Вика, не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не COVID‑19, то многие напыщенные кафешки и сегодня задирали бы цены до небесных высот. А как только не стало клиентов — пропала выручка. Тут‑то на помощь и пришли службы доставки еды от кухни до подъезда. И людям понравилось! Появление в Минске (а вслед за столицей, надеюсь, и по всей Беларуси) еще одной службы — известной, хорошо зарекомендовавшей себя благодаря дешевым такси, означает только одно: конкуренция возрастает, а значит, и заведения общепита, и доставщики будут активнее биться за клиента, предлагая все более привлекательные цены и тарифы.

Я, будучи любителем вкусной и, как следствие, не всегда здоровой пищи, довольно привередлив. Долго копаюсь в меню. Но перед этим еще дольше копаюсь в списке заведений, где это меню подают, поскольку далеко не все они меня привлекают. Где‑то готовят прекрасно, но находится ресторан за тридевять земель. Или публика не очень. Либо музыка орет и предлагаются танцы с усиленным потоотделением. Так вот, Вика, доставка — это палочка‑выручалочка в условиях непростого выбора: если ноги не идут в ресторан, пусть произведения талантливого шеф‑повара сами приплывут в дом. А если, допустим, намечаются гости, то современной хозяйке частенько лучше заказать салатцы или мясо из заведения, чем с утра бегать по магазинам и рынкам, закупая ингредиенты, а вторую половину дня стоять у плиты. С доставкой проще, а зачастую и дешевле.

«Вкус кухни приятней, чем ее запах»

(Томас Фуллер, английский священник и писатель).

Раньше, правда, смущало, что еду курьеры доставляют в термобоксах или, если не важна температура подачи, в контейнерах, заботливо расфасованных по пакетам. Ну не ресторанная подача! А потом я понял: нужно заказывать то, что не помнется, целостность чего не нарушится при перевозке. Шашлык или кебаб, например. Либо салаты, заправить которые можно уже на месте. О непритязательных закусках к пиву, а также о пицце, суши и прочих роллах я и не говорю — они и не требуют изысканной подачи. Радует и то, что шансов получить заказ холодным или слегка теплым становится все меньше: доставка за полчаса — это достойный сервис.

Общепит меняется, и это факт. Знаешь ли ты, Вика, что в условиях карантина и сокращения посадочных мест на рынок все активнее выходят новые форматы ресторанов? Сам пока не видел, но мне рассказывали: есть заведения, которые именуют «темными кухнями». Ничего экзотического — просто это кафе или ресторан с онлайн‑сервисом: собственного зала с посадочными местами нет, работа только на доставку. Другие варианты названий — виртуальный ресторан или призрачная кухня. Помещение для приготовления блюд может располагаться не обязательно в людных кварталах, где дорогая аренда. Да хоть в промзоне, главное, чтобы курьерам было удобно добираться. Меню же специально создано так, чтобы блюда сохраняли свои качества при доставке. Если шеф‑повар не дурак, а менеджеры расторопные, то хорошие прибыли не заставят себя долго ждать. Сарафанное радио — штука полезная, и успешные «темные кухни» имеют все шансы раскрутиться до сетевых заведений.

Что касается ресторанов быстрого питания, то большинство из них уже давно и успешно сотрудничают со службами доставки. Их выручка напрямую зависит от количества клиентов, а клиенты, в свою очередь, не предъявляют завышенных требований — курьерское обслуживание в этом случае в самый раз. Будет прекрасно, если теперь на новый уровень выйдут так называемые серьезные кафе и рестораны, места в которых раньше принято было заказывать за пару часов, а то и дней. Понятно, что никто не станет, предусматривая доставку, заморачиваться с нестандартной или сделанной на заказ авторской посудой. Или с сочетанием цветов в композиции блюда при разноплановых ингредиентах в рецепте. Но достойный вариант подачи «блюда на экспорт» все равно придумать можно. Тем же, кто посещает дорогие заведения не для того, чтобы покушать, а ради общения или повышения собственного статуса, доставка изначально не нужна. Как и самим заведениям. Пафос и рационализм — малосовместимые понятия. Хотите покушать — это к повару. Хотите пафос вместо ужина? Это уже к другим специалистам…

Александр НЕСТЕРОВ

nesterov@sb.by

Роскошь общения

Догадалась, Саша, в чем проблема. Как многих представителей среднего возраста и старше, тебя отпугивает слово «ресторан». Оно непременно ассоциируется с неким пафосом, дороговизной и официантами навытяжку: накрахмаленные скатерти, мебель из красного дерева, хрусталь и столовое серебро. Пора просыпаться, ведь для удобства сегодня рестораном называют любую забегаловку с самыми демократичными ценами. На обычной блинной, мы как‑то писали об этом, может появиться горделивая вывеска «ресторан». Так, мне кажется, маркетологи пытаются изменить в сознании потребителя отношение к общепиту — и весьма успешно. Цифровая молодежь легко переступает порог заведений любой степени навороченности, у них нет благоговейного отношения к ресторациям и декору, с большой хрустальной люстрой они готовы сделать селфи для Instagram и протереть накрахмаленной салфеткой свои белоснежные кеды. Будь модным, Саша, не менжуйся с термобоксом на лавочке, смелее заходи внутрь кафе и насладись прохладой уютного зала в компании приятных людей, которые умеют беречь свои время и деньги.

Разве ты не замечаешь, что происходит? Какая экономия? Поесть где‑нибудь в кафе с бизнес‑ланчем выходит гораздо дешевле, чем вызвать хваленую доставку. Если интересует — извольте чек: каша с вареньем, сырники и омлет мне обошлись вчера в любимой столовой в 4 рубля, позавтракала от пуза вкусно и здорово. А бесплатная доставка в твоем сервисе начинается от 5 рублей, и взять на них можно только воду без газа — стоимость яичницы стартует от 7 рублей. Выйти из офиса в столовку, поесть и вернуться у меня заняло 40 минут, сколько ты — привередливый наш — будешь тратить времени на серфинг по сайту сервиса, подтверждать и ожидать заказ — бог весть. Плавали, знаем. Курьеры современные, как и таксисты, город не знают от слова «совсем» — будут искать твой дом во дворах утомительно долго, яичница к тому времени превратится в малоаппетитный омлет, у тебя сдадут нервы и ты еще, не ровен час, нахамишь мокрому студенту с большой сумкой, который принесет тебе вожделенную коробку с едой. К тому же город живет в едином ритме: все завтракают, обедают и ужинают примерно в одно время, часы пик и высокий спрос на доставку в определенные часы нам обеспечен. Теперь подумай, тебе это надо — ждать у моря погоды, если можно беспрепятственно выйти в город и поесть как человек? Пользуйся свободой, не ограничивай себя самостоятельно.

«Я верю, что рай — такой большой ресторан, где за соседними с тобой столиками выпивают Луис Бунюэль, Эрих фон Штрогейм, Ясудзиро Одзу»

(Аки Каурисмяки, кинорежиссер).

Категорически не приемлю разговоры, что медицинские маски на лице и доставка еды на дом — наша новая реальность, долой рестораны. Кто в нашей европейской семье считается самым продвинутым гурманом? Французы, кажется. Напомню, Саша, как недавно в Париже разразился забавный скандал — из‑за ковидных ограничений жители столицы не могли посещать ресторации, а чиновники высокого ранга в это время устраивали себе тайные встречи в люксовых заведениях. И горожане взбунтовались: мол, что за двойные стандарты, мы тоже хотим встречаться и весело ужинать большими компаниями, общаться друг с другом, а сходить с ума у компьютера, довольствуясь пиццей из картонного бокса, — нет, не хотим. Вот и вся прелесть заточений дома.

Принципиально выступаю против доставки еще по одной причине. Мы ужасно мало двигаемся в офисах. Обеденный перерыв — твое священное время размять кости, прогуляться и сжечь лишние калории. Оторвись от экрана хотя бы на часик, посмотри на деревья и небо, на людей вокруг — жизнь продолжается, в ресторанах повара выготавливают вкусности, ценители их смачно поглощают и с улыбкой чеширских котов наблюдают из окна модных кафешек за суетой курьеров, снующих по улицам с большими сумками за плечами.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Брейк!

Так и хочется объявить боевую ничью, ибо аргументы с обеих сторон достаточно серьезны. Но все‑таки победу я отдаю Виктории. Вообще говоря, в современном обществе вопрос питания, как и в пещерные времена, остается одним из ключевых. И, конечно, с точки зрения древнего человека, жевать добытую филеечку динозавра куда приятнее у костра в уютном логове, нежели в чистом поле под папоротником, где на продукт питания вполне могут найтись и конкуренты. Я и сама время от времени пользуюсь доставкой, правда, касается это исключительно суши. Но мы сегодня, по счастью, можем себе позволить обедать и ужинать, а то и завтракать, не опасаясь нападения саблезубых котиков или голодных завистников из соседнего племени. И поход в ресторан — это не только про то, как набить желудок. Это скорее про удовольствие, про радость побаловать себя и близких. А потому: даешь рестораны, кафешки и бары с авторскими коктейлями и богатой чайной картой! В них так удобно назначать деловые и дружеские встречи, и так приятно в жару или в дождь присесть на диванчик летней террасы, пока тебе несут лимонад в вычурном бокале или исходящий ароматным паром чайник. 

Ирина ОВСЕПЬЯН.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter