Сколько иностранных гостей рассчитывает принять Беларусь этим летом?

Курортный роман с неясным продолжением

Сколько иностранных гостей рассчитывает принять Беларусь этим летом? Как и чем привлечь туриста в страну, когда экспорт туруслуг переживает серьезный спад?
Этому туристическому сезону эксперты уже предрекают тяжелую судьбу. Нестабильность у наших ближайших соседей не замедлила сказаться на раннем бронировании белорусских санаториев и здравниц. По-прежнему есть свободные места на традиционно раскупаемые месяцы - такого не было последние 5-7 лет. Сколько иностранных гостей рассчитывает принять Беларусь этим летом? Как и чем привлечь туриста в страну, когда экспорт туруслуг переживает серьезный спад? О поиске новых рынков, стоимости семейного отдыха и прогнозах валютных поступлений в бюджетах читайте в нашем материале.


Мы беседуем с Вадимом КАРМАЗИНЫМ, директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, Еленой БОРОВИК, заместителем директора по санаторно-курортному лечению РУП «Центркурорт», Валерией КЛИЦУНОВОЙ, председателем правления общественного объединения «Отдых в деревне», Виктором ПОНОМАРЕВЫМ, заместителем генерального директора ОАО «Белагроздравница», и Михаилом ЕРОХИНЫМ, начальником отдела маркетинга ОАО «Белагроздравница».


Вадим
КАРМАЗИН

Елена
БОРОВИК

Валерия
КЛИЦУНОВА

Виктор
ПОНОМАРЕВ

Михаил
ЕРОХИН

Российский турист начал считать деньги

«Р»: — Вадим Петрович, как  вы оцениваете ситуацию с въездным туризмом? Похоже, туротрасль сейчас переживает период, который можно назвать так — «ночь бы простоять и день продержаться»…

Вадим КАРМАЗИН:
— В прошлые годы около 70% от общего экспорта туруслуг мы получали за счет российских туристов. Экономическая ситуация, нестабильный курс рубля привели к тому, что уже осенью прошлого года наметился спад интереса к белорусским санаториям и гостиницам. Причем падение спроса наблюдалось и в других странах – Великобритании, Германии, Польше. Нынешний год начался еще более сложно. Экспорт по кварталу составил 29 млн. долларов. Это 63 процента к уровню прошлого года. За последние семь лет мы фиксируем такой показатель впервые.

Валерия КЛИЦУНОВА:
— В этой ситуации нам нужно мыслить и действовать стратегически: упрощать визовый режим и выходить на европейский рынок. Российский турист сейчас считает каждую копейку.

Вадим КАРМАЗИН: — Скажу больше: российским госслужащим негласно рекомендуют отдыхать дома, в Крыму. А там только чиновников около 3 миллионов. Поэтому сейчас мы хотим переключиться на российские регионы, где заинтересованы в качественном и недорогом отдыхе в Беларуси. И, естественно, нужно искать новые европейские рынки. Нашим гостиницам, санаториям стоит вести более гибкую маркетинговую политику. Есть кризисное явление – надо оперативно реагировать и снижать цены. А не ждать у моря погоды, как это произошло на новогодние праздники. Плюс нужно заметно презентовать себя на международных мероприятиях. Пожалуйста, сегодня можно поучаствовать на выставках в Лондоне, Берлине, Москве и других. Было бы только желание – площадок хватает.

«Р»: — Для среднестатистического туриста въездная виза в 60 евро — это дорого. Данный фактор в определенной степени и сдерживает приток туристических услуг в страну, хотя разговоры о смягчении визового режима ведутся давно...


Вадим КАРМАЗИН: — Здесь проделана большая работа. В ближайшее время начнет действовать безвизовый режим между Беларусью и Израилем.  Национальный парк «Беловежская пуща» ожидает более 27 млрд. рублей дополнительной выручки после введения безвизового режима для туристов. Как вы помните, Президент предложил принимать участников международных соревнований без виз. Все это станет большим подспорьем для развития туриндустрии.

Гостиницы подешевели на 16 %

«Р»: — Сегодня стоимость проживания в трех- и четырехзвездочных гостиницах Варшавы, Вильнюса, Риги ниже, чем в Минске. Это знают все. Может, пора менять ценовую политику?

Вадим КАРМАЗИН: — Она уже меняется. У нас нет госрегулирования тарифов на туристические и гостиничные услуги. Понятно, когда был дефицит гостиниц, можно было устанавливать практически любой тариф. Сейчас стоимость снизилась где-то на 16 процентов. Цена – важный фактор, но не единственный. У нас действует система добровольной сертификации гостиниц и отелей.  В Минске на «звездность» сертифицировано больше половины из них, в регионах – всего 9—12 процентов. Надо добиться повышения этого процента. Ведь об уровне комфорта иностранный турист может судить только по числу звезд на фасаде. В стране по-прежнему крайне не хватает бюджетных хостелов и кемпингов. Судите сами: у нас более 500 гостиниц, а кемпинги можно по пальцам пересчитать: их около десяти.

«Р»: — Белорусы с нынешнего года оплачивают туруслуги в национальной валюте. Это же правило распространялось и на иностранных клиентов. Но потом турфирмам разрешили принимать валюту от зарубежных гостей. Видимо, этот шаг был вызван волной нареканий?

Вадим КАРМАЗИН: — Это нововведение косвенно отразилось на объемах экспорта.  Да, мы поддержали предложенную Нацбанком идею, но это было не вовремя — начало сезона, а тут турфирмам и гостям пришлось резко перестраиваться, когда договоры на этот год уже были заключены. У многих туристов возникли сложности при оплате. Иностранные туристы в нашей стране не могли расплатиться за услуги  по безналичному расчету. Действительно, было много обращений – и вот мы урегулировали ситуацию.

«Р»: — Как думаете, насколько изменится ситуация в этом году по выездному туризму, каковы ожидания туроператоров: прогнозируется ли снижение туристических потоков по одним направлениям, и, соответственно, рост продаж по другим, более бюджетным?

Вадим КАРМАЗИН: — Потоки в Украину упали где-то в 3 раза. Выстрелило традиционно бюджетное болгарское направление, заметно подросла Турция, начал набирать обороты Египет. В прошлом году спросом пользовались Тунис, Греция и Испания.

Наши санатории осваивают спа-услуги


«Р»:— А какие перспективы у наших национальных здравниц? Не будут ли они пустовать в нынешнем сезоне?


Михаил ЕРОХИН: — Не скрою, весь февраль, март и апрель наблюдался спад спроса на услуги санаториев. Летний период, думаю, выровняет ситуацию. Но такого активного спроса, как в прошлые годы, видимо, не будет. На июнь-август путевки еще можно купить, а на июль уже есть вероятность не найти номер желаемой комфортности. Путевка на 12 дней на одного человека в летний период в наших санаториях для взрослых обойдется в зависимости от комфортности номера — от 4 млн. до 12 млн. 420 тысяч рублей, для ребенка — от 4 млн. 860 тыс. рублей до 6 млн. 372 тыс.  рублей. В стоимость входит лечение, диетическое питание и досуг для детей и взрослых.

Валерия КЛИЦУНОВА: — Недавно я была в лечебном и оздоровительном спа-центре в Вильнюсе. Гипотетически могла бы поехать к нам, но там совсем другая атмосфера, другой сервис. Когда, например, утром тебе приносят капучино с сердечком из корицы. Комфорт, он ведь в мелочах...

Елена БОРОВИК: — К сожалению, у нас нет такого учебного заведения, которое занималось бы плановым системным обучением всего персонала, начиная от горничных, администраторов, медперсонала. Мы уже стали на путь подготовки стандартов. Эта практика действует во всем мире и значительно  облегчает систему контроля. Например, санаторий «Приозерный» стал лидером по внедрению стандартов обслуживания. И эту практику нужно продолжать.

Что касается спа-услуг в санаториях, это направление получило свое развитие и в Беларуси. Впервые в санатории спа-услуги начали оказывать в «Приозерном», совсем недавно появился спа-центр в санатории «Юность» Управления делами Президента.

Виктор ПОНОМАРЕВ: — Санаторно-курортное дело в России поднимают на новый уровень, на это выделены огромные деньги. Нам, чтобы на этом рынке выжить и привлечь иностранных гостей, надо приложить много сил. Чем можем привлечь? В первую очередь, природными факторами. У нас сосредоточено 50 процентов минеральных вод Европы. Зачем, скажем, ехать в Баден-Баден за радоном, когда его можно получить у нас в одноименном санатории? Знаете ли вы, что белорусские сапропелевые грязи по своей эффективности могут конкурировать с женьшенем и мумие. А наземные спелеолечебницы с  рудой Солигорского калийного бассейна успешно лечат бронхиальную астму, бронхиты, аллергические риниты. Сегодня такими комнатами обустроен  каждый наш санаторий.

«Р»: — Не кажется ли вам, что диалог с потребителем все равно получается вялый? Даже самое элементарное — забронировать гостиницу или санаторий через интернет – сегодня сложно…

Елена БОРОВИК: — Почему же? Например, Центркурорт сейчас занимается  созданием торговой площадки в интернете, где будет действовать система онлайн-бронирования отелей, гостиниц, санаториев.

Агроусадьба — катализатор развития деревни

«Р»: — Агроэкотуризм в стране сейчас на взлете. Эта сфера ежегодно прирастает и в финансовых поступлениях, и в туристических потоках  на 20 процентов. Кто сегодня главный гость наших агроусадеб?


Валерия КЛИЦУНОВА: — Процентов 80 отдыхающих в мировом агротуризме – граждане своей страны. И только в Италии более 50 процентов — иностранцы, но они над этим работают с 1960-х годов. Сейчас в белорусском агротуризме  85 процентов — это местное население, около 11 процентов — россияне и оставшиеся — гости из  64 стран мира. Мы  бы хотели, чтобы наша страна специализировалась на агроэкотуризме. Для этого важно выйти на европейские стандарты. Улучшить сервис, пересмотреть интерьеры, расширить набор услуг. Иностранцев надо знакомить с традициями. Для этого нужно учить английский, решать вопросы с визами и инфраструктурой.

«Р»: — Как развиваются агроусадьбы сегодня, чем удивляют своих посетителей? В этом сезоне данный фактор будет особенно актуален…


Валерия КЛИЦУНОВА: — У нас официально зарегистрировано 2037 агроусадеб. Для сравнения, еще в 2002-м не было ни одной. Это скачок. Пусть даже по-настоящему из них работает 1500. В Литве, Латвии таковых меньше тысячи. Сегодня есть четыре уровня сервиса в агроусадьбах. Только вместо звезд мы выдаем им петушки. Наметилась и другая приятная тенденция: в агроэкотуризм пошел крупный бизнес. Это хороший знак, ведь агроусадьба — это еще и катализатор развития деревни. Теперь главная задача — досуг туристов в любую погоду. Открываем маленькие ресторанчики, пункты проката, местные музеи, которые отражают образ жизни белорусов. Можно научиться танцам, узнать больше про обряды. Собираемся сделать кулинарную карту нашей страны.

«Р»: — Многие жалуются, что в выходные дни, праздники и летнее время  все агроусадьбы заняты. А если есть свободные, то цены там очень высокие.


Валерия КЛИЦУНОВА:
— У нас открываются новые объекты. Там еще нет постоянной клиентуры, поэтому, если не было возможности решить вопрос с отдыхом заранее, пусть обращаются туда. Отдых в агроусадьбе сейчас стоит от 15 до 50 у.е. в сутки по системе «все включено». Цена варьируется в зависимости от кухни, класса усадьбы и услуг, которые предоставляют в усадьбе.

«Р»: — Вадим Петрович, напоследок хотелось бы услышать ваш  прогноз на этот год: сколько валюты привлечет в страну  туриндустрия? 

Вадим КАРМАЗИН: — При самой плохой раскладке — порядка 283 млн. долларов. Многое, разумеется, будет зависеть от летнего отдыха.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter