Купил и поехал

Скоро в Минске, а затем и в областных центрах должны открыться своеобразные автогипермаркеты, где выбор машины по уровню сервиса будет напоминать покупку одежды в престижных универмагах.
До последнего времени рынок подержанных автомобилей в республике был плотно оккупирован индивидуальными перегонщиками. Так сложилось с 90-х годов. Беларусь, идя по пути унификации законодательства, ввела практически единые с Россией таможенные пошлины для фирм, занимающихся торговлей иномарками. Но для наших граждан, желающих пригнать из-за бугра себе машину, правительство оставило пошлины, которые можно было назвать чисто символическими. В те времена этот шаг был, говоря языком экономистов, прогрессивным. Дороги страны быстро заполонили "Фольксвагены", "Фиаты", "Форды", "Опели".
Но всеобщая автомобилизация меньше всего была похожа на беззаботную поездку по автобану. Каждому вознамерившемуся обзавестись четырехколесным другом необходимо было в одиночку проделать то, что обычно под силу только солидной организации: изучить зарубежный авторынок, оформить визы, организовать поездку и "вернуться с победой". В основном маршруты "шоп-туров" пролегали в Германию. Общение с бюргерами зачастую проходило посредством купленного в магазине разговорника. Но даже после того, как наш "великомученик" находил свою "красавицу", до родного рая нужно было еще добраться. Путь пролегал через Польшу, где на дорогах тогда промышляли стаи бандитов. В общем, желанная покупка обходилась весьма дорого: деньги, время, нервы. Поэтому уже на заре нынешнего тысячелетия поток автополомников резко поредел. Граждане стали предпочитать заруливать за автообновкой на отечественные рынки. Так перегонка машин перешла из разряда любительского в профессиональный. Появилась "каста" перегонщиков. Она сразу ушла в глубокую тень. Техника доставлялась из-за границы в Беларусь и оформлялась на подставное лицо. А потом шли дни, а то и недели, пока "товар не находил покупателя". Бизнес этот назвать легким вряд ли кто-то рискнет. А после того, как в Литве начал действовать мариямпольский "автосалон" и россияне перетекли туда, в Беларуси доходы у "теневых перевозчиков" упали, как стрелка тахометра.
Время частников безвозвратно клонилось к закату. Необходимость преобразований стала более чем очевидна. На место одиночек должны были прийти крупные структуры. На проводившемся у главы государства совещании, посвященном автопроблемам страны, прозвучали ответы на многие вопросы. Было, в частности, заявлено, что таможенные пошлины для фирм и граждан необходимо уравнять. То есть ставки для юридических лиц предложено понизить и тем самым вывести на "автополе новых игроков".
Кто-то из тех, кто кормился незатейливой автокоммерцией, конечно, сегодня погрузился в долгие, как путь из варягов в греки, раздумья. Крупная рыба, идущая в прибыльную заводь, безусловно, вынудит более мелкую приспосабливаться к новым условиям обитания. Но это не значит, что мелкой придется искать другие затоки, мигрировать в другие края. Нет, просто наряду с частниками, которым придется "выйти на свет", будут действовать и более цивилизованные формы торговли: хочешь -- покупай на базаре, а хочешь -- в автогипермаркете. Покупатель от конкуренции не проигрывает. К тому же автогипермаркеты, которые в официальных документах именуются "свободными таможенными складами", будут не просто выставлять товар на обозрение, но и проводить диагностику, давать консультации. Ведь это только дареному железному коню под капот не смотрят.
32-летний Сергей, минский автоперегонщик, говорит, что он не опасается остаться на мели, наоборот, надеется перейти на новую высоту: "Продажу автомобилей никто ведь не запрещает. Если удастся, то я хотел бы открыть свою фирму. В Литве десятки тысяч жителей сегодня добывают себе на хлеб именно в сфере автобизнеса. У многих свои автовозы. Кустарщина там уже не в ходу. И разумно, что в Беларуси также решили обратить внимание на столь доходный бизнес. Тем более что россиянам будет выгодно "автозатовариваться" именно у нас, а не преодолевать визовые прибалтийские барьеры. Я думаю, что в республике произойдет не потеря рабочих мест, а их увеличение. Во-первых, теперь моим "собратьям" не надо будет выступать в одном лице и как закупщик, и как водитель, и как продавец. Произойдет дифференциация. Фирмам нужно формировать автовозы. А кто тот зарубежный рынок знает лучше нас, перегонщиков? Во-вторых, машины к продаже нужно готовить. А значит, сеть мастерских расширится. И это тоже новые рабочие места. Притом места с твердыми заработками. По поводу же слухов о том, что "новые правила игры" приведут к подорожанию машин, то думаю, что это не должно произойти. Тот же немецкий хозяин за опт легко скинет 200--300 евро с машины. Опять же доставка автовозом дешевле. К тому же при неисправности технику не нужно там ремонтировать. Это можно сделать у нас и значительно дешевле. А при большом количестве продаж наши предприниматели вполне могут закладывать меньший процент прибыли. В общем, потребитель не должен остаться в накладе".
Виталий Бук, который про себя говорит, что стал в последнее время "штатным посетителем" минского авторынка в Малиновке, считает, что если правительству удастся все сделать, как намечается, то выиграют и покупатели, и продавцы. "Я уже не один месяц пытаюсь подобрать себе "тачку", -- признается Виталий. -- Но это не так просто. Хочется купить, чтобы ездить, а не чтобы под ней лежать. У перегонщиков же разговор короткий: "Машина на ходу, а в движок я к ней не заглядывал". И что делать? К тому же приходится каждый раз брать с собой в "поход" знакомого механика. А это тоже чего-то стоит. В общем, этот бизнес, конечно, нуждается в переменах. Двадцать первый век, столько диагностического оборудования, а покупать предлагают с закрытыми глазами. И никто ни за что не отвечает. Хотя, безусловно, подержанные авто и есть подержанные, но ведь и здесь можно держать марку".

В торговле действуют те же законы, что и в остальных сферах. Время безраздельного господства одиночек проходит. Идет время укрупнения, создания разветвленных сервисных структур. Государство в своем развитии проходит вполне закономерные этапы. И когда оно приблизилось к новому уровню, было бы неразумно не сделать этот шаг вперед. Но главное в любом движении -- способность предвидеть и просчитать свои действия, чтобы не пришлось затем возвращаться для переделки. Именно поэтому правительству и дан срок для дошлифовки предлагаемых перемен. От точности подгонки деталей будет зависеть и последующая обкатка.
Машина должна катиться легко, а не ломаться в первой же пробке, вызывая раздраженные сигналы со всех сторон.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter