«Кумир» с берегов Серебрянки

Его нашли летом 1963 года. Вдоль берега реки Серебрянки на Могилевщине резвилась местная детвора из деревни Старый Шклов. Вода быстрой речки оставила после себя огромный песчаный овраг...
Его нашли летом 1963 года. Вдоль берега реки Серебрянки на Могилевщине резвилась местная детвора из деревни Старый Шклов. Вода быстрой речки оставила после себя огромный песчаный овраг. Ребята кувыркались на его склонах, пока один мальчик не споткнулся о камень. Перепугались: валунов тут не было, и никто не боялся удариться или пораниться. Камень хотели уже сбросить в реку, но он не поддался — далеко уходил в землю. Позвали взрослых, те взяли лопаты, начали раскапывать — и вот показались глаза, затем нос. Открылось грозное лицо древнего божества...

Ученые назовут находку идолом. Вспоминая о «кумирах», низринутых с высокой киевской кручи князем Владимиром при крещении Руси, посчитают, что и серебрянский из той же «породы». Поэтому и возраст припишут точный — Х век.

Если бы не историк Георгий Штыхов, (о нем мы рассказали во вчерашнем номере «СБ») мы, возможно, никогда и не узнали бы подробностей той истории, ставшей в свое время сенсацией. В энциклопедии об уникальной находке лишь пару дежурных строк.

— В Институте истории мы получили письмо от одного студента, родом из тех мест, — рассказывает Георгий Васильевич. — Он просил ученых приехать и обследовать идола. Мне коллеги говорят: «Может, и ты рванул бы туда». Но новость уже успели передать по радио, и она раньше дошла до Поболя. Леонид Давыдович позвонил и говорит: «Я близко от тех мест, сам привезу статую в Минск».

Вся деревня собралась, будто на праздник, посмотреть, как идола переносят в грузовик. Поболь сел с шофером, статую поместили в кузов. А на идола уселись студенты, как на скамейку. Так и добрались до Минска. Когда стали машину разгружать и статую достали — увидели, что скульптура сильно потерлась о кузов, каменное лицо стесалось о железо.

Штыхову ничего не оставалось, как съездить на место находки и отснять карьер, где родилась сенсация, — этот снимок впервые публикуется теперь в «СБ». Как и оригинальный «портрет» божества.

— Памятников такого рода всего два, — говорит археолог Людмила Дучиц. — Похожая скульптура есть в Слонимском музее, но она скромнее, всего полметра в высоту. Языческих идолов вообще мало сохранилось. Впрочем, известно, что в середине позапрошлого века недалеко от Докшиц крестьяне прятали своего «кумира» от полиции. В 1983 году во время экспедиции на Браславщину от одной бабушки довелось слышать, что на озере Богинском стояли «литовские боги». А у деревни Слободка в Смолевичском районе еще в ХХ веке поклонялись некоему каменному изваянию «Царь Давид».

Статуи с необычными названиями остались в легендах. Лишь божество с берегов Серебрянки «доплыло» до нашего времени. Теперь древний изуродованный идол стоит в экспозиции Национального музея истории и культуры. От нас его отделяют уже не века и не песок, а лишь стекло витрины. Люди всматриваются в большие глаза безымянного божества, пытаясь разгадать его тайну...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter