Культура партнерства. Над чем предстоит работать государству и бизнесу.

Борис ПАНЬШИН, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Белгосуниверситета.

В Беларуси планируется подготовить проект закона о частно-государственном партнерстве. В документе должны быть четко оговорены права государства и частных партнеров, формы и способы их взаимодействия. Наряду с принятием Директивы № 4 это еще один шаг к качественно новому этапу развития предпринимательства в стране.
До этого начиная с 90-х годов прошлого века был трудный этап становления взаимоотношений государства и частного бизнеса. Не стоит винить ни чиновников, ни бизнесменов в том, что этот процесс платформы взаимодействия государства и бизнеса занял столь длительное время и проходила порой драматично. Достаточно вспомнить мудрое высказывание Джеймса Мэдисона, одного из отцов-основателей США: “Если бы люди были ангелами, то никакого государственного управления вообще не требовалось бы. А если бы людьми правили ангелы, то не надо было бы контролировать правительство”.
Государство обратилось к золотому фонду общества — предпринимателям — с призывом: работайте и конкурируйте смелее, но по-честному и социально ответственно. За прегрешения без корысти строго наказывать не будет. Вместо напрягающих проверок будет вестись мониторинг, то есть наблюдение. Ясно, что не все предприниматели будут “ангелами”, но важно, чтобы и “рога” сильно не отрастали. Если что, пригладят. Кстати, сегодня рынков, свободных от вмешательства государства, не существует ни в одной стране.
Теперь начинается главная работа. Чиновники составят алогоритмы и документы по реализации директивы. Они у нас организованные, грамотные и не ленивые. Сделают все в срок. Помогут с рынками сбыта, организуют доступ к госзакупкам, еще более упростят бухгалтерский и налоговый учет.
Но государственно-частное парнерство — это улица с двухсторонним движением. Поэтому значительно более трудная, длительная, рутинная работа предстоит бизнес-союзам: сообща “подтянуть” предпринимателей к более высоким стандартам, к качественной работе и высокой предпринимательской культуре, к заботе о сотрудниках, к строгому соблюдению контракта с государством. Необходимо расширять сферу квалифицированного труда, то есть быть инновационными. Стремиться к тому, чтобы из маленькой фирмы вырастали региональные и мировые лидеры. Постоянно помнить, что главным “начальником” предпринимателя является “его величество Потребитель”.
Подтолкнуть экономику к росту может только естественная деловая активность. Она появляется, когда в государстве складываются благоприятные условия для развития бизнеса. Из мировой практики известно, что после того как численность малых предприятий достигает порогового значения (когда малые предприятия производят не менее 40 процентов ВВП; в Беларуси сейчас 12—14 процентов), наступает время эффективного экономического роста. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства, помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.
Развитие малого предпринимательства необходимо потому, что оно дает жизнь крупномасштабным предприятиям-старожилам. Как эффективные субподрядчики, как потенциальные покупатели бизнесмены создают новые рабочие места, новую продукцию, утверждаются на рынке и получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики страны в целом. Об этом говорят следующие цифры: в Японии половину всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Можно много говорить о скорейшем переходе к рыночным отношениям, но одно дело — хотеть, а другое — уметь и мочь. Нужно, чтобы предприниматели самоорганизовались, напряглись и смогли. Имидж бизнеса — часть имиджа страны. Поэтому глава государства и призвал делать эту работу сообща, с оптимизмом, проявляя инициативу и ответственное отношение к своему делу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter