«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

О фильмах следующей недели

Дорогие наши читатели, а можно мы сегодня не будем тратить много печатных знаков на предисловие, а сразу перейдем к фильмам следующей недели, потому что есть о чем вам рассказать? Спасибо!


А.Н.: Carmen de statura feritate ac venatione Bisontis. Переведите, А.Н.


А.Н.: Легко: «Песня о мощи и дикости зубра и охоте на него». Время — ранний Ренессанс, место — Речь Посполитая и Великое княжество Литовское, автор — Николай Гусовский.


А.Н.: А история создания?


А.Н.: Николай Радзивилл, канцлер ВКЛ, захотел как–то послать Папе Римскому Льву X чучело зубра в подарок. А к презенту по раннеренессансным правилам хорошего тона нужно было приложить и посвящение.


А.Н.: И Гусовский именно его и написал. Но Папа умер, а издавать поэму самому в те времена было слишком дорого. Например, Данте Алигьери посвящал главы своей «Божественной комедии» то властителю Вероны, то правителю Болоньи, то венецианскому дожу — тем, собственно, и жил.


А.Н.: Вот и Гусовский не растерялся — и посвятил свою «Песнь о зубре» королеве Боне Сфорца, итальянской супруге Сигизмунда I, которая тогда фактически правила Речью. И правильно сделал, потому что поэма была издана, и теперь мы с вами можем ее и читать, и рассказывать о ней.


А.Н.: В 1980 году к 500–летию со дня рождения Николая Гусовского на БТ была создана литературно–музыкальная композиция по мотивам этой поэмы. Режиссер — Эдуард Перегуд, композитор — Андрей Мдивани, в ролях — Александр Беспалов, Мария Захаревич...


А.Н.: И зубр?


А.Н.: И Виктор Тарасов. И увидеть это произведение можно будет во вторник.


А.Н.: 21 марта — день рождения Леонида Осиповича Утесова — Лазаря Иосифовича Вайсбейна, о котором в «Ликвидации» Рудик Карузо говорит так: «В Одессе ж в музыке понимают я, Столярский и еще полторы головы. Остальные же думают, что лучше, чем Леди Вайсбейна, нет. То есть как бы Леня Утесов и немножечко Бах».


А.Н.: Рудик говорит мало, но смачно. Так что там за Ледю?


А.Н.: Таки в пятницу мы сможем с вами посмотреть музыкальную комедию «Веселые ребята», за которую Григорий Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова — звание заслуженной артистки РСФСР, а Леонид Утесов — фотоаппарат «ФЭД».


А.Н.: Не все было просто: это первый из трех великих мюзиклов Григория Васильевича Мормоненко, идею которых он привез из Америки. И газеты того времени гневно вопрошали: «Почему в наше время дебоширящие оркестранты, драчуны, возглавляемые лихим маэстро–пастухом, изображаются как люди, которые «с песней не погибнут никогда»?»


А.Н.: Могло закончиться плохо. Но кино посмотрел товарищ Сталин, посмеялся — и состоялось то самое награждение, о котором вы уже сказали.


А.Н.: И к музыкантам пришел успех, а к Утесову — слава.


А.Н.: Слушайте, А.Н.: «Не был он дома три года и теперь возвращался с подарками. Вез он полпуда сахару, три пачки светлого офицерского табаку и четыре новых полотнища от зеленой солдатской палатки». Можете узнать автора?


А.Н.: Очень похоже вот на что: «...и тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов да вишневых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, по прозванию Кибальчиш». Аркадий Гайдар?


А.Н.: С вами невозможно ошибиться. А нашим зрителям могу только рекомендовать еще раз перечитать и «Военную тайну», и «Голубую чашку», и «Школу», и «Дальние страны», и «Судьбу барабанщика».


А.Н.: А пересмотреть что порекомендуете?


А.Н.: Канал–воспитатель сделает это лучше меня. В субботу на «Беларусь 3» фильм «Бумбараш» по незаконченной повести и некоторым рассказам Аркадия Петровича Голикова, Гайдара.


А.Н.: Визитная карточка актера Валерия Золотухина. До этого фильма он уже сыграл и в «Интервенции», и в «Хозяине тайги», и в «Жизни и смерти дворянина Чертопханова», но только после «Бумбараша» актера и на улицах стали узнавать и в театре у него появилось прозвище Бумбарашка.


А.Н.: Еще стоит напомнить, что все песни к картине написал Юлий Черсанович Ким, в то время популярный и непризнанный советский бард, а сама лента по всевозможным опросам входит в сотню лучших российских фильмов.


А.Н.: Ну и композитор Владимир Сергеевич Дашкевич — это тот, который «В гостях у сказки» и «Шерлок Холмс». Так что смотрите сами и зовите к экранам детей.

 

Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter