Куда плывет барановичский «Айсберг»

Парадокс: объемы продаж белорусского стирального порошка в странах ЕС растет, а внутри страны - снижаются

Белорусский стиральный порошок «Айсберг» почти вдвое дешевле своего импортного собрата «Тайда». Тем не менее у себя дома пользуется гораздо меньшим покупательским спросом, и удивляться нечему: барановичское предприятие «Бархим» сравнительно недавно начало выпуск этой продукции.

Но если бы белорусские домохозяйки знали, что сегодня «Айсберг» большими партиями уходит в такие страны Евросоюза, как Литва, Латвия, Чехия и Словакия, то многие из них, вероятно, поменяли бы свое отношение к отечественному продукту. За последние пару лет продукция «Бархима» по качеству вплотную приблизилась к синтетическим моющим средствам (СМС) зарубежных конкурентов. Почему же тогда отечественные СМС по достоинству не оценены белорусским потребителем, и доля их продаж в республике продолжает снижаться на фоне нарастающего импорта аналогичной продукции?

Ответ на этот вопрос искали участники рабочего совещания в ОАО «Бархим», проведенного на предприятии председателем Комитета государственного контроля Беларуси Зеноном Ломатем. Свое видение проблемы высказали высокопоставленные представители службы госконтроля, республиканских министерств и ведомств. Предоставили слово и директору ОАО «Бархим» Евгению Рудому, который напомнил, что более трех десятков лет на предприятии не обновлялось оборудование. В результате оно сильно отстало от мирового уровня производства СМС. Ситуация изменилась только в позапрошлом году, когда «Бархим» вошел в состав концерна «Белнефтехим», начавшего вкладывать в его развитие немалые средства. Первыми в республике бархимовцы начали использовать мягкую упаковку. В прошлом году на треть увеличили выпуск новой продукции. Сегодня здесь работает болгарская линия расфасовки, на которой 4 человека в смену выпускают пять тонн продукции – почти в десять раз больше того, что раньше делали 12 рабочих. За восемь месяцев нынешнего года предприятие на 168 % повысило объем продаж, начало расширять круг своих покупателей за рубежом. По мнению директора, «Бархим» к 2010 году сможет выйти на заданный рубеж по выпуску десяти тысяч тонн синтетических моющих средств в год, даже несмотря на неизбежное подорожание импортных составляющих.

Но участников совещания не вполне удовлетворило это заверение. Инвестиции «Белнефтехима» позволили «Бархиму» сделать качественный рывок, но ведь и мировые лидеры не стоят на месте. Где гарантии того, что завтра «Бархим» вновь не окажется в роли безнадежно отстающего, а вложенные в него миллиарды рублей не будут потрачены зря? Участники совещания раскритиковали ряд направлений реализации проекта обновления предприятия и укрепления его рыночных позиций. Непростительно, что здесь до сих пор простаивает некоторое оборудование, из-за чего предприятие не может работать с полной его загрузкой и финансовой отдачей. Тревожит самоуспокоенность по поводу мизерной рентабельности продукции, которая делает весьма призрачной перспективу возврата тех денег, что вложены в реконструкцию. Недостаточно быстро «Бархим» идет вперед по пути повышения качества. Мало внимания уделяет рекламе: в первом полугодии 2008 года на нее израсходовано всего лишь 11,4 миллиона рублей, что в три с половиной раза меньше прошлогоднего показателя. Откуда же знать покупателю о том, что делает для него сегодня «Бархим»?

Как подчеркнул в беседе с журналистами Зенон Ломать, это совещание — лишь одно звено целенаправленной работы Комитета госконтроля по снижению необоснованных импортных поставок в республику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter